Вступить в партию
КПКР поддержала признание независимости ДНР и ЛНР и освобождение Донбасса

Материалы Крымского рескома партии Коммунисты России

Руководители Новости

Крымская Конституция сделала референдум 2014-го легитимным

21 ОКТЯБРЯ КРЫМ ОТМЕЧАЕТ ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУ­БЛИКИ. ПРИНЯЛИ ЕЁ В 1998 ГОДУ. ЭТОМУ СОБЫТИЮ ПРЕД­ШЕСТВОВАЛИ СЕМЬ ЛЕТ НА­СТОЯЩЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО "КАСТИНГА": АВТОРЫ РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ ЭТОГО ДОКУМЕНТА ПРЕДЛАГАЛИ СДЕЛАТЬ ПОЛУО­СТРОВ ТО СОВЕТСКОЙ РЕСПУ­БЛИКОЙ, ТО РОССИЙСКОЙ АВ­ТОНОМИЕЙ, А ТО И ОТДЕЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ.

Тогда автором "пробной" Кон­ституции Крыма стал первый се­кретарь республиканского коми­тета компартии Украины Леонид Грач. В 1991 году он предложил вариант документа, где Крым определялся как... автономная Советская Социалистическая республика в составе Украины. Этот статус полуострова "зару­бил" председатель Верховного Совета Крыма Николай Багров, который в мае 1992 года "прода­вил" в парламенте свою версию конституции, провозгласившей Крым самостоятельным и отдель­ным от Украины государством. Правда, через день он отозвал свой проект, получив "по шапке" от президента Леони­да Кравчука за "мах­ровый сепаратизм".

В 1994 году Юрий Мешков, ставший первым и последнем президентом Крыма, принял новый, под­редактированный вариант "багровской" конституции.

Но тут президентом Украины стал Лео­нид Кучма, который отменил и крымскую Конституцию, и самого Мешко­ва. Следующие четыре года Крым жил без основополагающего до­кумента, пока председателем Верховного Совета республики не стал Леонид Грач. Ему Кучма и предложил войти в историю Крыма в качестве автора реаль­ной, а не "опереточной" Консти­туции республики.

ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ СССР

Леонид Иванович, как вообще пишутся конституции, поделитесь опытом?

Тогда я оказался в уникаль­ной ситуации: СССР уже давно как развалился, а Крым юридиче­ски до сих пор назывался автоном­ной Советской Социалистической республикой. Представляете — в 1998 году! Ну, думаю, и миссия мне досталась... Я взял свой первый вариант конституции 1991 года, обложился документами и начал изучать мировой опыт. Читал кон­ституции разных стран, сравнивал, пытался примерить на Крым. И что вы думаете — больше всего мне понравились те, что в свое время приняли Татарстан и Каталония. С точки зрения автономии от цен­тральной власти эти республики оказались самыми продвинутыми. Их и взял за основу.

Собрали команду?

Мне помогали всего три че­ловека, и то я их сильно не загру­жал. Задачи я себе поставил такие. Во-первых, в Крыму должны оста­ваться все основные налоги. Так и получилось, чем я на самом деле горжусь. Во-вторых, мы имеем пра­во налаживать международное со­трудничество "через голову" Киева с любыми странами, с которыми у Украины есть дипломатические от­ношения, а также с их регионами. В итоге получились договора с Мо­сквой, Воронежем, Татарстаном, белорусскими городами. Нам тогда президент Татарстана Минтимер

Шаймиев завидо­вал: даже у меня, говорил, нет таких полномочий, как у Крыма.

Долго писали документ?

Две недели. На это время я за­перся в домике во­енного санатория в Феодосии. Вставал в 4 утра, это мое самое продуктивное время, работал до

полудня, потом шел на море, от­дыхал, возвращался к бумагам. С "внешним миром" меня связывал мой помощник Юрий Корнилов, за что я ему до сих пор благода­рен. Он рассказывал мне новости. Больше ни с кем я в то время не общался, только с референтами, которые привозили мне из Сим­ферополя нужные документы. Они же помогали в компьютере правильно абзацы текста отбивать. Нет, вру, однажды ко мне заехала Ирина Геращенко (сейчас вице- спикер Верховной Рады Украины — ред.), она тогда работала корре­спондентом телеканала "Интер". Времени у меня было мало, поэ­тому вышел я к ней на интервью, помню, в спортивных штанах.

ДВЕ НЕДЕЛИ ЗАТВОРНИЧЕСТВА 

И через две недели затворни­чества вышли к людям...

Был октябрь 1998 года, ког­да мы представили документ на обсуждение Верховного Совета Крыма. Представьте, насколько эта конституция была революционной для республики. В ней устанавливались административ­ные границы образца 1991 года: то есть, Севастополь считался крым­ским городом. Кроме того, любые административно-территори­альные изменения предлагалось вносить только после проведения общекрымского референдума. Именно эта статья конституции, кстати говоря, через 16 лет и ле­гитимизировала референдум 2014 года. Без неё "Крымская весна" была бы незаконной.

Вы еще и крымскотатарский язык сделали государственным, наряду с русским и украинским. Зачем?

Массовое возвращение в республику родственников де­портированных, благодаря их радикальным лидерам, сделало "татарский фактор" источником нестабильности и беспокойства. Я помню, как Ильми Умеров (зам­пред меджлиса, осужден на 2 года колонии-поселения за призывы к нарушению территориальной целостности России — ред.) гар­цевал на коне по площади Ленина в Симферополе. Мы дали татарам возможность участвовать в легаль­ной политике.

Как эту революционную Кон­ституцию приняли парламента­рии?

Было много чего, но сегодня интересен, пожалуй, один момент. Против такой автономии среди прочих голосовал и рядовой тогда депутат Владимир Константинов (сейчас председатель Госсовета Крыма — ред.), дальнейший карь­ерный взлет которого, я считаю, был бы невозможен без нашей конституции. Но большинство все же проголосовало за проект.

Который ещё нужно было одо­брить в Верховной раде Украины. Как к нему отнеслись украинские народные депутаты?

Там было сложнее. В первом чтении Конституцию Крыма "про­катили". Мы не набрали нужных 220 голосов. Я в то время слёг с вос­палением лёгких, но все-таки выле­тел в Киев спасать Конституцию. У меня было два козыря — личная дружба с председателем Верховной рады Александром Ткаченко и пре­зидентом Кучмой, с которым мы приятельствовали еще с 70-х годов. Прилетаю, еду сначала к Ткаченко.

Он везёт меня на свою госдачу, че­рез забор от которой—резиденция Кучмы. Добиваемся аудиенции. Кучма рад, накрывает стол, за­ставляет выпить. Я не пью, потому что на антибиотиках. Меня при­крывает Ткаченко, берет застолье на себя, хотя, надо сказать, Кучму в то время мог перепить разве что Черномырдин. В ходе посиделок президент принимает решение: крымскую конституцию депута­ты примут, но им нужно "бросить кость" в виде "косметических" поправок. Я на них согласился, и через неделю Верховная Рада боль­шинством голосов приняла проект.

Почему тогда руководство Украины дало Крыму такие неве­роятные полномочия?

Нам очень нужны были ши­рокие полномочия. Взять хотя бы острую на тот момент проблему организованной преступности. Ведь тогда её только начали ре­шать при содействии крымской власти. Иначе ни о каком развитии республики речь не могла идти. Да в Крым как раз в то время боялись ехать туристы—бандиты хозяйни­чали везде. И именно в то время начались первые аресты боевиков из ОПГ "Башмаки" и "Сейлем".

Тимур ДОКТОРОВ,

Аргументы и Факты,

18.10.2017

Финансы поют романсы: задержка зарплат в Крыму

Сергей Макрушин, радио "Свобода" от 18.10.2017

Тема: Санаторий "Фемида". Его сотрудники не получают зарплату уже 9 месяцев. И сейчас ситуация складывается таким образом, что им никто ничего, оказывается, не должен. Вот подробно об этой ситуации: почему на предприятиях полуострова начали расти задолженности по зарплатам, почему многие учреждения в Крыму простаивают без обещанных госзаказов и как власти полуострова реагируют на эту ситуацию?

Ведущий: Леонид Иванович, здравствуйте.

Что же у нас происходит с людьми на национализированных предприятиях? Почему не сработал этот проект? Почему получилось то, что получилось?

Л. Грач: Доброе утро, Сергей. И я всех радиослушателей тоже приветствую.

Вопрос не имеет ответа только в одной плоскости. И то, что дает статистика крымская, заказная, подметочная  -   90 миллионов - это абсолютный миф, сказки про белого бычка и не более. Потому что на самом деле, если посмотреть, как использованы  выделенные деньги на целевые федеральные программы на этот год на Крым и Севастополь, то по итогам девяти месяцев освоено только 5 процентов этих средств. Вот отсюда можно начинать строить лесенку. Если такие огромные средства не осваиваются, это значит не реализовывается все то, что есть и  в накоплении в налоги, чтобы платить зарплаты, и не сделаны те или другие объекты. В том числе вы совершенно правильно подымаете вопрос о так называемых "подаренных санаториях", а их очень много в Крыму (уже на десятки можно считать). Евпатория - это только маленький пример. Вот захотелось Аксенову с барского плеча подарить здравницу, скажем, той или иной республике. А та или иная республика, как правило, Башкирстан, Чечня и один из регионов Татарстанаи те забирают себе, те это не  государства - это не ведомства, которые под определенные обязательства подарки принимают такие. Во первых чего такие подарки дарить. Крыму ни одна республика не дарит подарки, чтобы это было строение, организация здравоохранения, земля. В Крыму таков подход у наших, как говорится, босяков. Другого тут не скажешь.

Следующее составляющее, которое есть сегодня. Это сплошная коррупция в Крыму, которая покрывается или закрывается до поры до времени федеральными вершинами. В том числе и Президент Путин закрывает глаза пока на это.

Ведущий: Ведь не самостоятельные в своих действиях те, кто контролируют Крым. Как им позволяют те, кто находится в Москве, все это делать? Или им не интересно, что будет с крымским обществом?

Л. Грач: Это один из вопросов самых большущих, который вообще-то на все сферы и на всю территорию Крыма сегодня влияет. Мы знаем, что правоохранительные органы, во-первых, МВД Крыма – это, как говорится, карманная структура, которой руководит только Аксенов, и Москва закрывает на это глаза на сегодняшний день. Даже заместителя не может утвердить по экономике, кадрам.

Второе, что в свое время ФСБ пошла в бой, увидели, какая коррупция, какие махинаторы пришли.

А еще составляющая есть, что не профессионалы приходят, а просто воры, махинаторы и уже на десятки исчисляются их замены в структурах власти - приход, уход со скандалами.

Правда, пока ни одного не посадили, собираются, но куда следует - не посадили. И вот это, когда берешь в совокупности эту систему, она же сегодня и по Ялте такая, потому что там выставляются на продажу санатории, где можно лечить туберкулез. Но это одна из уловок, потому что продажи, как таковой, не происходит, - чтобы было это по-честному, чтобы эти деньги поступали в бюджет, чтобы там не сбрасывали при продаже цену и все прочее и прочее. Поэтому глаза будут закрываться до тех пор, пока эти "кадры"  нужны будут. Они нужны будут до марта следующего 2018 года, до выборов Президента. Потом начнут выметать, но беда-то уже какая! Вы же понимаете, что промышленность, сельское  в Крыму не развивается и, можете себе представить, как, скажем, оно недоразвитое может дать рост экономики Крыма, зарплату, рабочие места. А то, что строится Крымский мост, так его финансирование, строительство никакого отношения к налогообложению Крыма не имеет. Все остается там, на Кубани.

И еще такая серьезная проблема, на которую никто не хочет обращать внимание, а она действительно будет раковой для крымской экономики, - это то, что мы сегодня сидим без воды (не работает Северо-Крымский канал) и, естественно, без поливов в Крыму ничего не может расти.

Ну вот посмотрите, какие схемы происходят. Вот буквально приглашаю вас в эту субботу на площадь Ленина в Симферополе, идут постоянные телерекламы, что сам Стас Михайлов, известный певец, любитель женщин будет петь. Рекламируют, что он в честь "Скворцово" споет бесплатно. Когда мы слышали, что шоу- бизнес, да еще московский, пел бесплатно?!

Ведущий: Проработало предприятие довольно-таки много времени. А это предприятие было приписано управлением судебной администрации и после этого, по информации работников, суд вынес решение о том, что этого предприятия не существовало. Факт его регистрации незаконный, а значит им ничего не должны. Могут ли в этой ситуации работники этого предприятия что-то с этим поделать?

Л. Грач: К сожалению нет, потому что должны они понять, что в Крыму всем правит коррупция, во – вторых, что в Крыму нет действий в так называемых  профсоюзах.

Ведущий: Лидеры крымских профсоюзов были весьма заметными участниками события весны в 2014 году. Почему они не вступаются за людей сейчас?

Л.Грач: Ну они, во-первых, уже поменялись. Те, лидеры которые были во главе бывшей партии "Союз", и те лидеры, которые били себя в грудь, сидели, водку пили и думали, как на зарплату себе заработать. Посдавали в аренду здание Республиканского Профсоюзного комитета. Сейчас пришли новые. Но они такие же, даже пальцем не пошевельнут и никуда даже в сторону не глянут, чтобы защитить права людей. Люди к ним просто уже не обращаются, потому что разочаровались и понимают что это - пустомели. Вот в этой ситуации я официально создал "Форум по защите конституционных прав крымчан". Я не знаю, куда деваться от человеческих обращений, жалоб, просьб.

Ведущий: А как Вы собираетесь защищать конституционные права крымчан, если говорите, что глухая стена буквально?

Л.Грач: Глухая стена, но мне удается ее пробивать хоть как-то на час. Я ниже Президента В. Путина и ниже его администрации, генерального прокурора, МВД, Следственного комитета России  не обращаюсь. И где-то получается, разрывается эта цепь и помогаем людям. В этом плане делаем шаг за шагом. Но это - Движение, а профсоюз - это совершенно другое явление. Но увы, он  этим заниматься не будет.

Ведущий: Пугает ли работодателей то, что не выплата зарплаты - это уголовное преступление?

Л.Грач: Горе наше, что такие федералы как и Кудюкин и ему подобные сидят сегодня в правительстве Медведева, которому народ вообще не нужен. Горе от того, что что-то рассказывают, куда-то кивают, что-то подсказывают. Так вы же там сидите, Министерство труда! Вы же задавайте тогда такой тон, чтобы подключались профсоюзы, прокуратура, всех  заставляйте делать это. А они сидят - с боку припеку, при этом рассказывают нам сказки. Пусть ответит нам тогда: почему Федеральный центр выделил миллиарды на федеральную целевую программу в районах, городах Крыма, а она почти на миллиард не выполнена и не будет выполнена? Кто это планирует, контролирует, исполняет? Зачем тогда федеральное правительство? Я задаю вопрос ему, товарищу Кудюкину,  господину или кто он там, хитрец большущий. Вот это мой ответ, потому что народ уже устал, народу хватит того, что Дмитрий Медведев полтора года назад ляпнул, что называется, языком в Феодосии - кода же будут деньги, когда же повысите пенсии, зарплаты, - денег нет, но  вы держитесь. Народ крымский, и в том числе российский в других регионах этот ответ не устраивает, тем более что мы же прекрасно понимаем, что из-за крымской ситуации прежде всего введены санкции, санкции с Западными странами и за эти санкции сегодня и народ России платит и, естественно, косится на народ крымский.

Ведущий: За что, собственно, платит народ России, за что страдает народ Крыма? Получается, проект, который обещали крымчанам, прежде всего он получается таким, как получается, и национализация вышла не такой, и людям теперь зарплату не платят, и все не так, как обещали. Что же будет с этим делать, по вашему мнению, Москва? Как-то исправлять эту ситуацию, либо махнет на это все руками?

Л. Грач: Москва сегодня не будет исправлять эту ситуацию. Она не в состоянии исправить состояние по Крыму, потому что она сама виновата в том, что в Крыму посадили коррупционеров, болтунов и воров. Вот  за все и будем рассчитываться все вместе.

мы в социальных сетях