Вступить в партию
КПКР поддержала признание независимости ДНР и ЛНР и освобождение Донбасса

Твоя революция. Большевики и Первая мировая война

03 апреля 2017 08:10:39

"Староэмигрантские песенки о России, как о стране, в которой реки из шампанского текли в берегах из паюсной икры, являются … фальшивкой: да, были и шампанское, и икра, но – меньше, чем для одного процента населения страны …"

И.Л. Солоневич, монархист, эмигрант, антисоветчик.

Наверное, никогда за последние годы полемика в обществе насчет значения и результатов Великой Октябрьской Социалистической Революции не была столь острой, как сейчас , в год 100-летия этого события всемирно-исторического значения. Наши противники – тот класс, который потерпел сокрушительное поражение в ходе революции и сошел с российской политической сцены примерно на 70 лет – сегодня, имея в руках все рычаги государственной власти, пытаются сделать все, чтобы представить октябрь 1917-го трагической ошибкой, катастрофой, результатом заговора небольшой группы лиц, хаосом, породившим еще больший хаос…

Одно из расхожих клише, применяемых пропагандой буржуазного государства, чтобы опорочить Октябрьскую революцию, состоит в том, что якобы до революции Российская империя была процветающим государством и что призыв к поражению собственного правительства в Первой Мировой войне навеки покрыл большевиков пятном позора национальной измены. Рассмотрим, есть ли за всем этим хоть частица правды.

Россия всегда была великой страной. Были в истории российской монархии и выдающиеся государственные деятели, пусть деспоты и жестокие самодержцы, но активно преобразовывавшие находящееся в их руках государство, пытавшиеся внедрить в отсталой стране последние достижения науки и техники, культуры и образования (для богатого сословия) Однако к началу ХХ века институт монархии в стране полностью деградировал. Немало произведений русской и советской литературы, кинематографа ярко иллюстрируют глубину политического экономического и духовного кризиса в стране. Вспомним прекрасный кинофильм Э.Климова "Агония", снятый исключительно на документальной основе, на основе мемуаров реально действующих исторических лиц.

К началу Первой мировой войны дела в России обстояли далеко не блестяще. Доля России в совокупном промышленном производстве пяти основных мировых держав (Англия, Франция, Германия, США и собственно Россия) составляла всего 4,2%. В общемировом производстве в 1913 г. доля России составляла 1,72%, тогда как доля США была - 20, Англии - 18, Германии - 9, Франции - 7,2% .При этом чем более развивалась экономика России, тем больше дохода получали банки западных стран. К 1913 году Запад инвестировал в Россию 1783 млн. золотых рублей. За этот же период из России было вывезено чистого дохода - 2326 млн. золотых рублей (т.е. за 26 лет вывоз капитала превысил западные инвестиции на 513 млн. золотых рублей) Царская Россия была по рукам и ногам опутана западом долговыми петлями. Иностранный финансовый капитал практически полностью контролировал банковскую систему империи. В основном капитале 18-ти крупнейших банков России - 43% составляли капиталы западных банков. Внешний долг России вырос за 20 лет к 1914 г. в 2 раза и составил 4 млрд. руб. или половину государственного бюджета. Русские промышленники и банкиры к хваленому 1913-му году находились зачастую в унизительной зависимости от своих иностранных кредиторов и партнеров. Так, в 1907 г. в договоре частных тогда Путиловских заводов (предприятие ВПК) с немецкой фирмой Круппа предусматривалось ознакомление немецких партнеров с условиями и требованиями русского военного министерства к производимым вооружениям.

Если говорить об уровне жизни простых трудящихся, то семья рабочего из 4-х человек в Санкт-Петербурге расходовала около 750 руб. в год. При этом расходы на питание составляли до 100% оплаты труда главы семьи. А трудились все, включая детей. Для сравнения: у германского рабочего оплата питания семьи отнимала 20-25% зарплаты, у английского - 40%.

Абсолютным мифом является и тезис об успешном крестьянстве и сельском хозяйстве в царской России. Атмосфера в деревне была накалена острейшим социальным неравенством и нищетой. В 1911-1912 гг обстановка в русской деревне стала близкой к критической. За 2 года голод охватил 60 губерний. На грани смерти находилось 30 млн. человек. В 1901-1912 гг. от голода и его последствий погибло до 8 млн. человек. Царское правительство скрывало масштабы голода. Цензура в газетах запрещала употреблять слово голод , заменяя его словом "недород". Но многие ли могли читать эти газеты?! В России 1913 г. число учащихся во всех видах учебных заведений составляло 9,7 млн. человек (60,6 человека на 1000 жителей). 70% детей и подростков были лишены возможности учиться. В России тех лет среди населения старше 9-ти лет грамотных было 27% . Для сравнения: в США в те годы даже среди негритянского населения грамотность достигала 56%. Вернемся к русской деревне. Более 52% крестьянских хозяйств не имели плугов, обрабатывая землю сохами. В деревне стал формироваться и расширяться социальный слой людей, главным источником богатства которых был не сам труд в сельском хозяйстве, а эксплуатация односельчан. Их в деревне стали звать "кулаками", в начале ХХ в. они составляли не более 3% сельского населения. К началу ХХ в. у 28 тысяч наиболее крупных помещиков имелось почти столько же земли, сколько ее было у 10 миллионов крестьянских дворов. Этим уже была заложена основа для грядущей гражданской войны в деревне. Из-за хронического безземелья ежегодно до 2-х млн. крестьян из центральных нечерноземных губерний вынуждены были в летние месяцы уходить на заработки в южные губернии, нанимаясь батраками к кулакам и помещикам. И бродили , таким образом, по просторам нищей России миллионы неприкаянных душ…

В сельской местности 1 врач приходился на 26 тыс. человек. В учебных заведениях министерства просвещения крестьянские дети составляли около лишь 15% учащихся (хотя в стране крестьянское население преобладало).

Вопиющей была ситуация с гражданскими правами. С 1901 по 1914 гг. царские войска более 6000 раз открывали огонь, в том числе и артиллерийский, по митингам и демонстрациям рабочих, а также по сходам и шествиям крестьян. Общее число жертв превысило 180 тысяч граждан. В кого же стреляли солдаты по приказу царя и царских генералов?! Может быть, в социал-демократов? Нет, общая численность членов партии ( включая меньшевиков) в 1910-м году не превышала 5-7 тысяч членов. Стреляли в народ, который отнюдь не всегда безмолвствовал.

В последние десятилетия неоднократно оспаривался тезис о существовании национального гнета в царской России. Скажем, положа руку на сердце, что от всех бед, которые когда-либо обрушивались на наше Отечество, более всего страдал и страдает сегодня русский народ – народ, который вопреки замыслам царей, никогда не становился народом-угнетателем, всегда умел выстроить отношения добрососедства и дружбы с любым малым народом, поделиться своей культурой, заимствовать лучшее из другой национальной культуры… Все это бесспорно. Однако мы погрешили бы против истины, если бы забыли, что в царской России постоянно практиковались меры по подавлению прав малых народов. Украинский и белорусский языки царизм рассматривал лишь как местные диалекты русского языка, здесь запрещалось преподавание в школах на родном языке. Жестокой была власть царя на Кавказе, а также в районах преимущественного проживания мусульман. На 100 человек, поступающих в средние учебные заведения, разрешалось принимать не более 10 евреев, вне черты оседлости - не более 5-ти. "Инородцы" - так официально именовала царская власть миллионы граждан нерусских национальностей.

И.В.Сталин блестяще определил двойной вред от непродуманной и грубой национальной политики царской власти: "Царизм намеренно культивировал на окраинах …феодальный гнет для того, чтобы держать массы в рабстве и невежестве. Царизм намеренно заселил лучшие уголки окраин колонизаторскими элементами для того, чтобы…усилить национальную рознь. Царизм стеснял, а иногда просто упразднял местную школу, театр, просветительные учреждения для того, чтобы держать массы в темноте. Царизм пресекал всякую инициативу лучших людей местного населения… убивал всякую активность народных масс окраин. Всем этим царизм породил среди местных национальных масс глубочайшее недоверие, переходящее иногда во враждебные отношения, ко всему русскому".

Вот такова, вкратце, была Российская Империя к 1914-му году. Испытанием для этой , глубоко порочной модели государственного устройства , явилась Первая мировая война. Зачем вообще царское правительство ввязалось в мировую войну? Вспомним мудрого И.В.Сталина, который делал все, чтобы не дать капиталистическому окружению СССР использовать нашу страну, как разменную монету в игре с гитлеровской Германии. Внешняя политика Советского Союза была жестко подчинена обеспечению мира для нашей страны, получению возможно большей передышки даже в условиях неизбежного столкновения с нацистами. Николай II не мог вести самостоятельной внешней политики. Дело совсем не в его панславизме, не в романтической симпатии к сербам, а в том, что, как было показано выше, Россия очень сильно экономически зависела от стран Антанты. Ни у одного из трезвых политиков не могло быть сомнений в том, что война имеет в своей основе схватку капиталистических элит за передел рынков и мировых богатств и в том, что Россию пытаются сделать расходным материалом в столкновении властных групп запада. Так, например, 1 августа 1914 года министр иностранных дел Англии Грей обещал немецкому послу в Лондоне, что "в случае войны между Германией и Россией Англия останется нейтральной, при условии, если Франция не будет атакована". За спиной Англии и Франции стояли окрепшие уже к тому моменту США, которые, как всегда, намеревались воевать чужими руками, наслаждаясь видами океана с небоскребов. И лишь царское правительство не делало ничего, чтобы хотя бы отдалить вступление России в войну.

Уместно будет здесь привести слова Ленина, которые подчеркивают отношение большевиков к кайзеровской Германии: "Во главе одной группы воюющих наций стоит немецкая буржуазия. Она одурачивает рабочий класс и трудящиеся массы, уверяя, что ведет войну ради защиты родины, свободы и культуры… На деле немецкая буржуазия предприняла грабительский поход против Сербии, желая покорить ее и задушить национальную революцию южного славянства, вместе с тем направляя главную массу своих военных сил против …Бельгии и Франции, чтобы разграбить более богатого конкурента. Немецкая буржуазия, распространяя сказки об оборонительной войне с ее стороны, на деле выбрала наиболее удобный, с ее точки зрения, момент для войны, используя свои последние усовершенствования в военной технике и предупреждая новые вооружения, уже намеченные и предрешенные Россией". Отчего же в таком случае Ленин и РСДРП(б) (в тот период формально парламентская партия) отказались голосовать за военные кредиты и поддержать собственное правительство? Будем смотреть правде в глаза – это решение сейчас непопулярно и широкими массами в современной России воспринимается тяжело. Важно, что в заявлении думской фракции большевиков было сказано, что "не может быть единения народа с властью, когда … народная масса, на которую ложится все бремя войны, бесправна, когда рабочая и крестьянская печать задушена, когда рабочие организации разгромлены, когда тюрьмы переполнены борцами за свободу и счастье народа". Вскоре депутаты-большевики были арестованы и сосланы в Сибирь на вечное поселение, а РСДРП(б) была запрещена. Помимо интернациональной позиции зарождавшегося в те годы левого социалистического движения, заключавшейся в принципиальном нежелании поддерживать несправедливые, по Марксу, войны, большевики своими действиями выступали с рискованным прогнозом – отказывали царской власти в шансе выиграть войну, в праве представлять в этой войне народ, так как само ведение войны, по мнению ленинцев, расходилось с коренными интересами русского народа. Соратники большевиков во всем мире, отказавшиеся голосовать за военные кредиты своих стран ( в т.ч. в Германии) через пять лет вместе с русскими коммунистами создадут Коминтерн. В 1914-м году большевики дорого заплатят за свою позицию. Опираясь на безусловный "патриотический подъем" в стране, царская власть развернула против оппозиционных большевиков ( наиболее популярной партии т.н. рабочей курии) очень серьезные репрессии. Но ленинцы оказались правы.

Даже если сегодня некоторые левые затрудняются порой полностью солидаризоваться с позицией Ленина в 1914-м году, они должны признать, что при возникших трудностях в ходе войны ( поражения летом 1915 года) взаимопонимание между царской властью и русским народом затрещало, как по швам. Казавшаяся кому-то накануне войны вполне благополучной государственная модель царской России и даже пригодная, по Плеханову, для условной поддержки слева, оказалась совершенно несостоятельна. Раскол правительства на два кабинета ( фронтовой и тыловой и все возрастающая грызня между ними ) постыдная история влияния Распутина на царицу и их совместное влияние на принятие Николаем II-м важнейших военно-государственных решений, провал снабжения войск боеприпасами, провиантом, разгул спекуляции, саботажа и настоящего, а не мнимого, немецкого шпионства – все это в два года и стремительно сделало Россию неуправляемой. При этом внутри страны развернулась жесточайшая внутренняя борьба между либерально-прозападной Госдумой и практически феодальным, утратившим чувство реальности русским престолом. Обе стороны страшились революции и каждая по-своему стремились ее предотвратить. Обе стороны считали возможным продолжать войну, не считаясь с все возрастающими бессмысленными жертвами.

Вспомним Великую Отечественную – были и ошибки, и паника и трудности со снабжением и, поначалу, потери территорий и массовая сдача в плен, но при этом Советское правительство во главе с И.В.Сталиным работало, как часы. Монолит ленинско-сталинской партии и социалистического государства, железная дисциплина, мгновенное и беспощадное подавление всякой измены и всякого саботажа – как это разительно отличается от действий беспомощного и разложившегося царского правительства. Вспомним борьбу РСФСР с интервентами и их союзниками – монархистами и либералами. Вспомним нечеловеческое напряжение Ленина и его коллег, создание РККА, требование жесточайшего порядка и жесточайшей пролетарской дисциплины на фронте и в тылу – все это обеспечило победу и в классовых и в геополитических сражениях 1918-1922гг. Почему же из пацифистов к концу 1917-го года большевики превратились в вояк? С присущей ему откровенностью Ленин, выражая позицию партии, скажет : "Все знают, почему после 25 октября 1917 г., после победы диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, мы все стали оборонцами, мы (теперь – разрядка моя, СМ) за защиту отечества". Большевики готовы были теперь нести ответственность за вновь создаваемое государство, в котором народ становился хозяином жизни и в котором они, большевики, отвечали за все. И теперь жертвы были не напрасны!

Впрочем, вернемся в годы первой мировой – отчего так стремительно утрачивал царизм народное доверие, отчего рушились и фронт и тыл и правы ли были депутаты-большевики, говоря , что "не может быть единения народа с властью, когда … народная масса, на которую ложится все бремя войны, бесправна". 10 августа 1915-го года десять тысяч рабочих Иваново-Вознесенска вынуждены были организовать стачку, поскольку два местных крупных торговца искусственно срывали поставки в город хлеба и сахара, добиваясь, таким образом, роста цен. Вместо того, чтобы навести порядок со снабжением и подавить спекулянтов, царские войска расстреляли протестующих. Погибло более 30-ти человек. Через два года голодные бунты в Петрограде привели к февральской революции.

Осуждая империалистическую войну, мы, современные коммунисты, преклоняемся перед подвигом русских солдат и офицеров, защищавших не царский режим, обрекший страну на катастрофу и хаос, а свои семьи, своих близких, свою землю. А как относились к большевикам с их якобы "пораженчеством" те, кому пришлось быть на передовой, подвергаться газовым атакам, ходить в штыковую, мучиться на позициях без хлеба и пресной воды, без теплых шинелей?

Самой известной и самой народной наградой – то есть достававшейся тем, кто не вылезал с передовой – был , конечно, георгиевский крест. За годы Первой мировой войны им было награждено в целом более 1,2 млн. человек. Очень многие из награжденных за храбрость георгиевским крестом разных степеней вступили в Красную Армию, в том числе прославленные В.И.Чапаев (три георгия), Г.К.Жуков, К.К.Рокосовский, С.А.Ковпак, Р.Я.Малиновский, а из числа Полных георгиевских кавалеров ( таких было всего 2000) семеро стали позднее Героями Советского Союза и среди них знаменитый герой Гражданской войны и борьбы с интервентами красный командир Семен Михайлович Буденный. Как писал участник первой мировой войны писатель Эрнст Хемингуэй, "Те, кто сражается на войне, — самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем более замечательных людей там встретишь".

С.А.Малинкович

мы в социальных сетях