Вступить в партию
КПКР поддержала признание независимости ДНР и ЛНР и освобождение Донбасса

Член ЦК КПКР напомнил о славном жизненном пути эстонского революционера Йоханнеса Лауристина.

28 августа 2021 19:47:53

Сегодня, 80 лет со дня смерти советского, эстонского революционера и писателя Йоханнеса Хансовича Лауристина. Родился он в Таллине, в семье заводского рабочего. После окончания школы, в 16 лет начал трудиться на заводе. В мае 1917 года вступил в коммунистическую партию - РСДРП(б). В феврале 1919 Красная Армия была вытеснена из Эстонии белогвардейской армией, и коммунисты ушли в подполье.

Йоханнес, отслужив в армии, вошёл в состав оргкомитета нелегального коммунистического Союза Молодёжи Эстонии (КСМЭ), которая к 1922 году насчитывала уже 46 организаций, в количестве 300 человек. Также комсомольцами была зарегистрирована спортивная секция  «Геркулес» , куда входило 460 человек.

Помимо создания молодежных организаций, Лауристин занимался профсоюзной работой. Будучи на  должности заместителя  председателя Центрального Совета рабочих союзов, он участвовал в собраниях профсоюзных организаций, рабочей молодёжи, организовывал кружки и секции, проводил конференции и съезды пролетарских организаций, редактировал газету «Таллинский рабочий». В это же время он, под псевдонимом - Юхан Мадарик, публиковал рассказы в рабочих журналах  о тяжелом положении рабочей молодежи в буржуазной Эстонии.

 В 1923 году был избран от «Единого фронта»  депутатом в Ри́йгикогу – высший представительный и законодательный орган власти республики.  И в этом же году Йоханнес Лауристин арестован из-за своей оппозиционной деятельности,  после митинга в поддержку репрессрованых членов рабочего движения. В общей сложности он провел в тюрьме более 15 лет.

Освободившись по амнистии, летом 1938 года, Йоханнес вошёл в состав руководства нелегальной Компартии Эстонии, выполнявшего функции. 6 августа 1940 года, Эстония была принята в состав Советского союза. Да, именно принята, так как в начале, 21 июля 1940 года в Эстонии, прошло парламентское голосование о вхождении в СССР.

А Йоханнес Лауристин был назначен председателем Совета Народных Комиссаров ЭССР.

Находясь в заключении, Йоханнес писал книги, одну из его работ – роман «Республика» смело можно назвать социологическим исследованием рабочего движения в России, накануне революционных событий. На примере главного героя Антса Вазака сельского хибарочника, автор показал становление революционера. Описал причины по которым сельские ребята пролетаризировались, позже, о том как сорганизовывались в борьбе за улучшение своего экономического положения и как вели политическую пропаганду. В романе есть и объяснение поддержки рабочими именно курса большевиков, а не меньшевиков, как они понимали позиции фракций, и в итоге,  что их вывело на демонстрацию через три дня после Кровавого Воскресенья. События расстрела царем мирной демонстрации, послужили лишь спусковым крючком к действиям рабочих, к тому моменту они уже были убеждены в несправедливости своего положения, не раз сталкивались с полицейской жестокостью и суровостью системы правопорядка, но также росла в них и уверенность в своих силах на производстве, они видели ненужность собственников в управленческом процессе, осознавали свою значимость во всех жизненных процессах и их человеческое достоинство росло. Поэтому Кровавое Воскресенье стало пощечиной для всего рабочего класса империи, даже обыватели были возмущены: «- Ну и дела! Вот тебе и царь-батюшка! Свинство одно!». Но были и охранительские настроения, и настоящий честный автор, коим является Юхан Мадарик, не мог не написать о таких рассуждениях в народе: « Сам царь велел огонь открыть…Хотели ведь самый дворец загрести… Хитро поступили, русский поп взял в руки идола, друге с церковными хоругвями и божественными песнями , чтобы, мол, под этим прикрытием хорошо было наступать ,но царь то догадался, в чем дело, и приказал стрелять». И сейчас как и более ста лет назад наши « патриоты» чего только не придумают, чтобы оправдать преступления правящего класса.   

В романе реалистично описывается все, и жизнь горожан и  сельских быт с их мыслями и чаяниями. Жители села к началу 20 века, хорошо осознавали свое фактически рабское положение, наследуемое из поколения в поколение, и делали соответствующие выводы: «Выходит у каждого свой закон. У батраков свой, у хибарочников свой, у барона свой…». Мадарик также очень ярко описывает разочарование деревенских  в отношении к духовенству и даже к вере. Они наблюдали за делами и состязанием католического и православного пастырей в деле насаждения идеологии в угоду правящего класса. Служитель православной церкви решил построить школу для привлечения жителей, но они его не поддержали, так как вместе с этим реализовывалась политика русификации населения «Будет, мол такая школа, где русскому языку учить будут. Баронский немецкий язык, мол, долой, вместо него русский язык, а эстонский и вовсе отменить.» Католический же пастор и вовсе был уличен в развратных действиях с молодыми юношами и скомпрометирован в глазах населения «…картина на алтаре словно бы поблекла. Коли слуга таков, то и к хозяину доверие пропадает.».  

Но подробнее всего в романе описывается все же жизнь пролетариев, а также их условия труда. Тяжелая картина гибели рабочего, которому не только не оказали медицинскую помощь, но и обвили его самого в случившемся, показала все положение рабочих и отсутствие их сплоченности на еще строящейся фабрике. Рост пролетарского сознания качественно рос уже в процессе их трудовой деятельости на самой фабрике, когда рабочие начали взаимодействовать в цехах как специалисты, а не временные чернорабочие.  Свидетельствовали же против погибшего трудяги мастера и инженеры, так называемая «рабочая интеллигенция», понятное дело, которая поддакивала администрации и могла быть ее частью.  Никакой  поддержки и сочувствия не было и от многонационального трудового люда. Жители островов Эстонии были более бедные, чем жители континентальной части из уездов,  и устраиваясь на завод они сбивали цену на рабочую силу, за это на них злились остальные, поэтому, когда погиб рабочий все сразу вспомнили что он сааремасец (островитянин).  «Сааремасец, - с ударением повторил еще раз Виллу, и многие в смятенье бросили взгляд на него, затем сова а труп, словно здесь была какая-то связь. Еще два-три беглых взгляда  на несчастного, и люди поспешили отойти , будто он был их врагом.» «- Поделом, не жадничай, - сказал рабочий латыш» « - Ну к черту, пускай убиваются, - сказал каменщик, говоривший по-русски.» Неправда ли похожая картина, когда сегодня, в России, рабочие не только из среды мигрантов, но и из разных  регионов страны в жестокой конкуренции между собой на рынке труда, под патронатом диаспор и национальных общин. 

Юхан Мадарик - товарищ Лауристин не закончил свой роман «Республика», который я очень рекомендую к прочтению. Он погиб 28 августа 1941 года во время Таллиннского прорыва, при эвакуации жителей на эсминцах легендарного Балтийского флота, который, к сожалению, не смог остановить продвижение вермахта на Ленинград.  Посмертно Товарищ Лауристин награжден орденом Ленина за особо выдающиеся заслуги в революционном движении, трудовой деятельности, защите социалистического Отечества.

Светлая память!

Ф. Хугаева, член ЦК КПКР

мы в социальных сетях