Вступить в партию
КПКР поддержала признание независимости ДНР и ЛНР и освобождение Донбасса

Классик марксизма подписывал свои письма русским революционерам как "Федор Федорович Энгельс".

28 ноября 2020 03:24:42

«Сорок миллионов великороссов… слишком великий народ, и у них было слишком своеобразное развитие, чтобы им можно было навязать извне какое-либо движение»

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 253.

«Федор Федорович Энгельс»

200 лет исполнилось со дня рождения Фридриха Энгельса - одного из основоположников марксизма, философа, ученого и, что немаловажно, организатора и революционера. Есть расхожее мнение обывателей, что "Капитал" и другая базовая марксистская литература написана, в основном, Карлом Марксом, при организационной поддержке более практичного Энгельса. Безусловно, это не так. Редкий в истории случай, когда встретились два гения, два борца за освобождение человечества и сложили вместе свой великий талант. Конечно, в тандеме Маркс был ведущим, однако, как известно, Ф. Энгельс является автором целого ряда интереснейших собственных работ.  Между Марксом и Энгельсом, кстати, никогда не возникало соперничества. Энгельс писал: ««Я играл вторую скрипку — думаю, что делал свое дело довольно сносно. Я рад был, что у меня такая великолепная первая скрипка, как Маркс». Среди наиболее значительных работ собственно Энгельса «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Они не мыслили творчества и политической борьбы друг без друга. Историки отмечают, что встреча будущих основоположников марксизма произошла в Париже 28 августа 1844 года. Они начали разговор в кафе, но не могли остановиться и перешли на квартиру Маркса, где пробыли длительное время, обсуждая актуальные проблемы зарождающегося рабочего движения и вообще политической борьбы. Возникла «полная общность взглядов на все теоретические проблемы», напишет позже Энгельс. В дальнейшем они всегда действовали совместно, это был великий союз во имя победы пролетарского дела! Они вместе участвовали в революции 1848 года. Современники отмечают, что Энгельс храбро сражался в боях, «все, видевшие его под огнём... рассказывали о его хладнокровии и презрении ко всякой опасности» (Вильгельм Либкнехт). Маркс, получивший тогда неожиданное наследство, снабжал революционеров оружием. В общем-то, все это наследство Маркс и его жена истратили как раз на вооружение европейских карбонариев. И вот когда они, таким образом, были разорены, Энгельс взял на себя заботу о друге и его семье. Непрерывно Маркс и Энгельс создавали революционные организации или же стремились революционизировать действующие подпольные организации, например,Союз Справедливых. Энгельс уже в молодые годы прекрасно владел многими языками, в 19 лет он проявил себя как очень способный публицист. Ему, несомненно, было что возложить на алтарь общего дела помимо действительно имевшей место организационно-материальной поддержки Маркса. Вместе с Марксом ими создан Бессмертный "Манифест Коммунистической партии", который является частью программы КПКР. Вместе с Марксом они издают «Новую рейнскую газету», которая становится рупором революционных идей, Энгельс является одним из основателей «Союза коммунистов» и I Интернационала – Международной организации рабочих.

Энгельс был прекрасным оратором, живи он сегодня - безусловно, это был бы великолепный кандидат в Президенты в любой из европейских стран от левых сил. Он редко впадал в уныние, а если и впадал, то прогонял его какой-то невероятной физической и особенно интеллектуальной активностью. После смерти Маркса Энгельс подготовил к печати второй и третий тома «Капитала», написал его первую биографию.  Вместе с Марксом Энгельс подвергался преследованиям полиции, арестам, вынужден был перемещаться по Европе, скрываясь от полицейских агентов. По-разному воспринимают ученые систему взглядов Энгельса на семейные отношения; важно понимать, что Энгельс анализировал семью в буржуазном обществе, попытку правящего класса поставить даже семейные ценности на службу капитала. Маркс и Энгельс понимали, что истинное предназначение семьи раскрывается в полной мере именно в социалистическом обществе. До сих пор о многих работах Энгельса, о его частной жизни спорят, что ж, значит, Энгельс жив, он и его идеи по-прежнему волнуют людей. Было бы глупо нам, коммунистам, принимать активное участие в дискуссиях, скажем, о роли Энгельса в устроении судьбы одного из детей Маркса, о некоторых других эпизодах его частной жизни. Отзывчивость Энгельса в истории с сыном Маркса не вызывает сомнений. Скажем ради полноты историко-биографической картины, что бывали между соратниками и друзьями и размолвки, ссоры. Энгельс однажды упрекнул Маркса в том, что тот не в должной мере разделяет его горе от кончины первой жены, ирландской социалистки Мэри Бернс. (Поняв, что он недостаточно поддержал друга в момент потери жены, Маркс в следующем письме от своего имени и от имени Женни Маркс выразил Энгельсу самое глубокое сочувствие.) Кстати, судьба и роль этой женщины в жизни Энгельса «больше чем любовь». Мэри по канонической версии работала на фабрике, начиная с девятилетнего возраста, однако по данным переписи 1841 года она и её сестра значатся прислугой, но в любом случаи обе девушки хорошо знали мир английского рабочего класса – мрачный, полный изнурительного труда и страданий. Бёрнсы познакомились с Энгельсом во время его первой поездки в Манчестер. Мэри стала гражданской женой Энгельса. Будучи представительницей рабочего класса, она могла ознакомить Энгельса с жизнью рабочих Манчестера, помимо прочего водя его по районам, где появление в одиночку для представителя состоятельного класса, да ещё и иностранца, было бы небезопасным. Без помощи сестер Бёрнс, Энгельс, возможно, не написал бы работу «Положение рабочего класса в Англии».

Не отрицая право современников знать больше о частной жизни Маркса и Энгельса, но призывая при этом к максимальной деликатности, мы все свое внимание должны приковать к вопросу отношения Энгельса к России, чтобы опровергнуть всю ту ложь и грязь, что льют на классика марксизма сегодняшние псевдопатриоты с капустой в бороде. Якобы Маркс и Энгельс ненавидели Россию и славян, были русофобами. Что сказать на это? Факты и холодный анализ работ и биографии классиков опровергают подобные измышления.

Много раз процитированные жесткие оценки Марксом и Энгельсом экономической неразвитости России в сравнении с Европой, реакционного абсолютистского царского режима, вырваны из контекста, приводятся без должных комментариев с отсылками к конкретно-историческим условиям, в которых они писались. Правда в том, что Маркс и Энгельс Россию совсем не знали, не видели в ней – до поры - серьезного потенциала для развития революционного и пролетарского движения; в слабом знакомстве с Россией, ее реалиями они и сами не раз охотно признавались. Защитники Энгельса часто приводят в пример тот факт, что он мог удивлять знакомых чтением наизусть «Евгения Онегина» — на чистом русском, целыми главами! Как признавался сам Энгельс, в письме К. Марксу  18 марта 1852 года: «Я две недели прилежно занимался русским языком и порядочно освоился теперь с грамматикою, еще два-три месяца дадут мне необходимый запас слов, и потом я смогу приступить к чему-нибудь другому»  С 1869 года русский язык начал изучать и К. Маркс. В 1870 году Энгельс писал Марксу: «Поздравляю тебя с успехами в русском языке». К этому времени Маркс уже прочел на русском языке произведение А. И. Герцена «Тюрьма и ссылка» и книгу русского публициста Н. Флеровского «Положение рабочего класса в России». Энгельс свои письма русским корреспондентам подписывал русским текстом: «Энгельс, Федор Федорыч». В личной библиотеке К. Маркса и Ф. Энгельса имелись сотни русских книг. Как вспоминает П. Лафарг, «когда Марксу было уже 50 лет, он принялся за изучение русского языка и, несмотря на трудность этого языка, настолько овладел им через каких-нибудь шесть месяцев, что мог с удовольствием читать русских поэтов и прозаиков, из которых особенно ценил Пушкина, Гоголя и Щедрина». И все-же рискну сказать, что не знание языка и культуры России столь важны в понимании того, что Маркс и Энгельс - друзья, а не враги русскому народу. Гораздо значительнее то, что с течением времени Маркс и особенно Энгельс стали все пристальнее вглядываться в «Терра инкогнита» – в политическую и социальную жизнь России, самого, казалось бы, консервативного реакционного и стабильного в своей реакционности государства Европы.  С 1880-х годов оба неразлучных классика с интересом, хотя и критически, наблюдали за активностью народовольцев. Маркса отпугивал анархизм  бакунинцев, группы «Черный передел». Но русские революционеры, несмотря на Марксову критику, советовались с ним, спрашивали у него совета. В феврале 1881-го года знаменитая Вера Засулич в своем письме просит Маркса ответить на «вопросы жизни и смерти» для русских социалистов. Она ставит перед Марксом вопрос о русской общине и приводит классику безапелляционные оценки псевдомарксистов о «бесполезности» этой формы крестьянской самоорганизации. Сама Засулич, конечно же, не могла так холодно и отстраненно отнестись к этой самобытной глубоко национальной форме крестьянского солидарного существования. Маркс отвечает подчеркнуто равноудаленно от русских споров: «Чтобы община могла функционировать как таковая, нужно…обеспечить ей нормальные условия свободного развития». Засулич и ее сторонники вскоре придут к марксизму, но Маркса уже не будет в живых, но ведь видный народоволец  Герман Лопатин с 1870-го года тесно сотрудничал с Марксом, входил в Генсовет «Первого Интернационала», переводил на русский «Капитал». Маркс и Энгельс, как мы видим, всегда осознавали необходимость диалога и сотрудничества с русским революционным движением, хотя и критиковали подходы и теории народовольцев. Что с того, что они упрощали порой ситуацию в Европе, считая русское самодержавие жандармом Европы, самым опасным врагом на пути освобождения труда? Ведь для этого были и некоторые основания и, главное, мы должны трезво понимать, что Марксу и Энгельсу не могли быть свойственны патриотические чувства по отношению к нашей стране, требовать от них, нерусских людей,  этого было бы глупо и смешно; это придет в марксизм с Лениным и Сталиным, когда Россия станет Страной Советов. Энгельс же, который после смерти Маркса еще 12 лет руководил международным революционным (читай коммунистическим) движением, уделял связям с российскими пропагандистами марксизма еще большее внимание.

В 1882-м году выдающийся русский революционер учитель Ленина Г.В.Плеханов переводит  текст «Манифеста Коммунистической партии» на русский язык. О Плеханове Энгельс тогда еще толком не знал и получал лишь ту информацию, которая доходила до него в письмах народовольцев – оппонентов Плеханова - связанных с Интернационалом уже 12 лет. А ведь «Манифест» был напечатан в «Колоколе» еще в 1870-м году, но перевод  документа, по мнению историков, был недостаточно точен. Плехановский же перевод классикам марксизма вполне понравился, и они написали предисловие к русскому изданию. В этом документе Маркс и Энгельс, осмыслив и, видимо, серьезно изучив исторические традиционалистские и иные характеристики русской общины, утверждают, что «Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе и далее и, что гораздо важнее, «Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития». Фактически на склоне лет гении марксизма разгадали крестьянский код будущей социальной революции в России, как не только рабочей, но и крестьянской, о чем позднее десятилетиями будет буквально кричать, разрушая догмы доморощенных горе-«марксистов», В.И.Ленин.

Сегодня многие исследователи убеждены, что именно общинным сознанием беднейшего российского крестьянства обязаны своим успехом Великий Октябрь и ленинский декрет о Земле, как его составляющая. И в дальнейшем оставшись уже один, без Маркса, Фридрих Энгельс постоянно следил за революционным движением в России.

Проблема, однако, в том, что когда спустя несколько месяцев после смерти Маркса, осенью 1883-го года в России Плеханов основал первую марксистскую организацию «Освобождение труда» и она обратилась к Энгельсу за рекомендациями, классик долгое время не воспринимал ее всерьез, боясь анархо-бакунинского следа. Но многочисленные терпеливые письма Веры Засулич сделали свое дело. Энгельс не спешил давать скороспелые восторженные оценки, ведь марксистами тогда кто себя только не объявлял. И лишь прочитав в 1885-м году работу Плеханова «О наших разногласиях», Энгельс ответил Вере Засулич: «Горжусь тем, что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без всяких оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса». Здесь же он критикует и анархизм и славянофильство, но стоит отметить, что под последним Энгельс понимает бытовавшее тогда у большинства российской элиты стремление оградить народ и молодежь Отечества от «вредных и опасных» свободолюбивых теорий. В глазах многих социал-демократов запада Россия была отсталой и темной страной. Важнее, впрочем, что далее в своем ответе Засулич Энгельс признает, что: «Я слишком мало знаком с современным положением России, чтобы брать на себя смелость быть компетентным судьей». И лишь со временем, понаблюдав достаточно за работой передовой для своего времени группы «Освобождение труда», Энгельс признает ее основным политическим партнером пролетарского движения Европы в России. Между собой участники русской марксистской группы с симпатией называли Энгельса Фридрихом Карловичем.  В 1889-м году Плеханов, наконец, встретился с Энгельсом в Лондоне и, в частности, подробно рассказал классику марксизма о морозовской стачке в России. Энгельс, общаясь с Плехановым и другими русскими первыми марксистами, пришел к выводу о несомненном росте социал-демократического движения в России и призвал все революционные силы Европы способствовать падению царизма. Бесспорно, сегодня мы не можем согласиться с тезисом из одной статьи Энгельса о том, что война Германии с царской Россией будет «национально-освободительной» для Германии. Но что тезис этой проходной, по сути дела, статьи меняет в нашем восприятии фундаментальных работ Маркса и Энгельса?

Гораздо важнее, что в 1880-1895гг. крепли связи Энгельса с русскими революционерами, о которых , когда они находились в эмиграции и жили очень тяжело, не раз он проявлял и чисто личную заботу (так, он направил своего личного врача для лечения Веры Засулич) Энгельс, будучи умным и дальновидным человеком, в письме прямо просит Плеханова не называть его, Энгельса, своим учителем, а просто по фамилии. Гений осознает, возможно, интуитивно – Россия, ее духовная мощь, потенциал ее рабочего класса и пробуждающегося крестьянства, сами еще многому научат мир. Об этом и фраза Маркса и Энгельса, вынесенная в эпиграф статьи. Из всего вышеизложенного мы можем уверенно сделать вывод о том, что Маркс и Энгельс никогда не были равнодушны к судьбам России, к развитию ее революционного движения, к изменению в сознании российского пролетариата и крестьянства. Они могли ошибаться в частностях, могли неверно оценивать того или иного исторического персонажа или период, но, узнав лучше российские дела, они предугадали активную роль русского беднейшего крестьянства с его общинным мышлением в социалистической революции и стали все больше внимания уделять взаимодействию с русскими марксистами. А когда Фридрих Энгельс умер (1895 год), двадцатипятилетний Владимир Ильич написал в связи со смертью гениального учителя пролетариата свою великолепную работу статью-некролог "Фридрих Энгельс". Так не прервалась связь времен, и за гением пришел гений и заступил на вечную вахту служения делу пролетариата!

С.Малинкович, Исполнительный Секретарь ЦК КПКР

мы в социальных сетях