Вступить в партию
КПКР поддержала признание независимости ДНР и ЛНР и освобождение Донбасса

Общественный регресс под прикрытием пандемии

14 сентября 2020 11:20:28

Мы хорошо знаем, что исторический прогресс неизбежен, однако процесс развития общества развивается нелинейно. История, как писал Н.Г.Чернышевский, — не тротуар Невского проспекта. Возможны и реставрации, и временные откаты на более ранние стадии. Впрочем, нам это хорошо известно на примере уничтожения Советского Союза и социалистического лагеря и реставрации капитализма в странах, где социализм был уже в общем построен. Современная история знает и более жёсткие варианты, вплоть до эксцессов рабовладения, однако до недавнего времени они были всё-таки экзотикой отдельных регионов. 2020 год, к несчастью, перевернул представление об очень многих вещах.

Первое – это личная свобода человека, являющаяся безусловным достижением капитализма по сравнению с предыдущими формациями. Да, наёмный работник при буржуазном строе не может быть свободен в полном смысле этого слова, он подвергается угнетению экономическими методами. "Мне трудно представить себе, какая может быть"личная свобода" у безработного, который ходит голодным и не находит применения своего труда. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода", - так писал И.В.Сталин уже во времена Советского Союза. Поэтому ещё раз строго подчеркну – речь идёт о прогрессе исключительно по сравнению с предыдущими эпохами.

Увы – развитие не может стоять на месте. Если оно не движется вперёд – оно будет двигаться назад.

2020 год дал нам примеры совершенно средневековой дикости – я имею в виду систему цифровых пропусков в Москве и других крупных городах, когда в течение нескольких месяцев работодателю было официально дано право регулировать возможность сотрудников выходить из дома, перемещаться по улицам и пользоваться общественным транспортом – если это не элементы крепостного права, то что это?

Да, за нарушение "самоизоляции" пока только штрафуют, до костров инквизиции ещё не дошло (пока). Но признайтесь честно, могли ли вы в 2019 году представить всё то безумие мирового масштаба, которое случилось с нами в 2020-м?

Только не надо рассказывать сказки о страшном вирусе, от которого нас, неразумных, спасли таким образом власти. За минувшие полгода собралось достаточно практического опыта, который подтверждает – к вирусу все эти меры отношения не имеют. Совсем. Если бы он был действительно настолько опасен, как нам рассказывают, и спасала только изоляция — та же Белоруссия, руководство которой не пошло на поводу у "мирового сообщества", должна была бы быть завалена трупами, как и Хабаровск, где уже два месяца идут массовые акции с пятизначным числом участников. Однако ничего подобного не наблюдается. Как не отразилась на вирусной статистике и массовая давка в московском метро 15 апреля 2020 года в результате поголовной проверки только что введённых цифровых пропусков. Вот не срастаются цифры, как ни крути. Зато массовые мероприятия у нас до сих пор под запретом, и конца этому запрету не видно — удобно, правда? Вирус – он такой политически сознательный, давиться сотнями и тысячами в метро можно, а организовать пикет даже из 10 человек — нельзя. Вирус!

Пока что экономика вытянула, современный базис не дал надстройке обрушиться в средневековье окончательно, но в результате сплошных запретов оказалась в кризисе, и это второе, на что стоит обратить внимание. Мы знаем, что кризисы органически присущи капитализму, что попытки их избежать тщетны и не могут увенчаться успехом по определению. Однако раз за разом эти попытки всё же предпринимались, но то, что случилось в этом году – рукотворное, сознательное обрушение в жесточайший кризис большинства отраслей мировой экономики – выходит за пределы логики буржуазного строя, ориентированной в первую очередь на прибыль.

Кому это выгодно – пока сказать сложно, а ведь этот вопрос самый важный. В очевидном выигрыше оказались фармкомпании, производители масок-перчаток и т.д., но настолько ли велико их влияние, чтобы перекрыть убытки всех остальных отраслей? Думается, что всё серьёзнее, чем нам кажется, и узнаем ли мы когда-нибудь правду — большой вопрос. Но тенденции крайне тревожны, хотя какое-то сопротивление народов возникает, что мы видим по массовым выступлениям в Европе (что не может не радовать – невозможно бесконечно обманывать всех), но не везде, да и масштабы и степень организованности пока не вполне адекватны угрозе. Так или иначе, альтернатива "социализм или варварство" в этом году перестаёт быть теоретическим измышлением или пропагандистским клише и переходит в область жестокой практики. Варварство уже ворвалось в реальную жизнь, а с учётом тенденций, которые оно принесло в систему образования (если дистанционное обучение станет массовым, это неизбежно обрушит и научно-технологическую сферу) — мы стоим на пороге дальнейшей деградации и падения в бездну средневековья. Удастся ли этого избежать — вопрос остаётся открытым.

Мария Донченко

Сентябрь 2020 г.

мы в социальных сетях