Во-первых, необходимо выделить из общей системы пенсионного страхования досрочно назначаемые пенсии по условиям труда (то есть выплаты работникам вредных производств, шахтерам и т.д.). Во-вторых, оптимизировать порядок их выплаты. Ну и, в-третьих, нужно определить адекватную «пенсионную формулу». Она не должна при увеличении пенсионного возраста приводить к непропорциональному росту обязательств Пенсионного фонда, не обеспеченному действующим тарифом страховых взносов.
Есть в нашей пенсионной системе и другие спорные вопросы. Судьба накопительного элемента, например. В России активное внедрение накопительной составляющей было начато «с чистого листа». Иными словами, накопительный элемент выделили, а вот полноценную правовую базу так и не продумали. Итог: практически никто из граждан на пенсию в полноценном смысле не копит. Из 70 миллионов человек, имеющих право на накопительную пенсию, лишь семь миллионов доверили свои деньги частным управляющим компаниям или негосударственным пенсионным фондам.
— Проблема пенсионных накоплений ставится нами только в контексте повышения их эффективности и защиты экономических интересов застрахованных лиц, в то время как до сих пор приоритет отдавался экономическим интересам частных страховщиков в ущерб интересам будущих пенсионеров, — отметила Голикова. — Этот перекос требуется незамедлительно устранить.
Предложений по реформированию накопительной части пенсий масса. Были идеи приватизировать накопленное, чтобы люди могли свободно распоряжаться этими деньгами. Немало говорилось о введении механизма наследования и правопреемственности. Но пока никакого решения нет.
— У нас нет четких сроков, но обсуждение продлится, по самым скромным подсчетам, как минимум год, — пояснила Голикова.
Она также добавила, что Минздравсоцразвития не предлагало, как сообщали некоторые источники, забрать у людей их пенсионные накопления.