Вступить в партию
КПКР поддержала признание независимости ДНР и ЛНР и освобождение Донбасса

МИНИН И ПОЖАРСКИЙ СЕГОДНЯ ВСТУПИЛИ БЫ В КОММУНИСТЫ РОССИИ

10 ноября 2010 12:07:04

     Современная Россия трижды в году – в начале ноября, на рубеже декабря-января и в начале мая погружается в череду праздников.

    Праздновать готовы почти все – люди самых разных политических взглядов и социального положения. Но для любого человека, который считает себя полноценным членом гражданского общества, праздник должен быть не только возможностью отдохнуть от работы и повседневной суеты, но и поводом подумать о том, какую роль играют торжества в контексте текущей ситуации – ведь никакие праздники из ничего не берутся – все являются следствием тех или иных событий. Исторические события, как известно, в зависимости от текущей политической ситуации оценивают по-разному.

       Особенно это касается праздников, которые приходятся на начало ноября. Нет необходимости напоминать – несколько лет назад власти усложнили возможность для большей часть своего народа отмечать святой для него день – годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции, 7 ноября, уничтожив выходной день. К тому же люди левых взглядов оказались поражены в правах не только во времени, но и в плане места проведения праздничных мероприятий – несмотря на то, что в этом году 7 ноября приходится на воскресенье , в Ленинграде городские власти под надуманными и даже абсурдными  предлогами на дают разрешения на проведения праздничной демонстрации в центре города- на Невском проспекте.

        Выходной день c ноябрьских праздников перенесли на 4 число и стали гордо его именовать «Днем   народного единства». Если рассматривать эти изменения с идеологической точки зрения, а не в плане практического удобства, возможно в этом есть и какое-то рациональное зерно – уж скорее 4 ноября «День народного единства», чем седьмое «День согласия и примирения» («мы разрушили великую страну, свели на нет большинство добытых кровью и потом успехов, затем расстреляли несколько сотен защитников конституционного строя РСФСР, а теперь, в свой праздник, вы с нами примиритесь и по возможности даже согласитесь»!). 4 ноября, безусловно, важная дата в российской истории. Однако просто громогласно трубить о том, что в этот день 398 лет назад (юбилей на носу) русский народ, сплотившись под началом гражданина Минина и князя Пожарского,  окончательно изгнал из Москвы польско-литовских и шведских интервентов, есть серьезное упрощение, которое вполне может привести к искажению взглядов на суть произошедших событий.

        Смута, особенно в фазе своего обострения после свержения Годуновых, создала благоприятную почву для обострения классовой борьбы, наиболее массовым выражением которой стало крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова. Имя этого авантюриста позднесоветская историография и пропаганда вполне заслуженно ставила в один ряд с именами Разина и Пугачева. Обладая скромными возможностями, не имея четкой политической программы Болотников, конечно, не смог бы одолеть силы Василия Шуйского (которые во многом зиждились на верности царю того самого талантливого функционера Пожарского). Однако Болотников едва ли не первым в русской истории позволил широким народным массам воли вдохнуть, ощутить, что бороться можно не только против иноземных захватчиков во имя царя-батюшки, но и за свои гражданские права, против эксплуатации человека человеком.

        И поэтому когда восстание Болотникова было обезглавлено, сам он захвачен и убит, а на русскую землю явился Лжедмитрий второй, лишь небольшую часть армии последнего составили польские авантюристы – в большинстве своем она пополнилась отрядами православных крестьян и казаков, взращенных под началом Болотникова.

       Да что там крестьяне, казаки. Даже верхушка русского общества руководствовалась не строго национальными интересами. Московская аристократия, не желавшая по субъективным причинам видеть Шуйского на троне, низложила его и насильно вынудила постричься в монахи, найдя повод для путча в небольшом, временном поражении войск Шуйского в борьбе с отрядами интервентов. Между тем Шуйский, будучи облечен властью в исключительно сложный для страны период, проводил достаточно последовательную в своем формате политику; в то время как сменившая его Семибоярщина заняла едва ли не откровенно предательскую позицию, признавая русским царем польского королевича Владислава, который к слову сам на русский престол особо и не стремился. Смута достигла своего апогея...

       Расстановка сил сменилась, после утраты авторитета, а затем гибели Лжедмитрия второго. Вторично оставшись без лидера, значительная часть повстанцев внемла призыву рязанского воеводы Прокопия Ляпунова и некоторых других знатных личностей о необходимости освободить Москву от интервентов. Это движение вошло в историю под названием Первого народного ополчения. Добившись определенных побед, это ополчение не смогло закрепить свои успехи, главным образом из-за обострившейся внутренней классовой борьбы, то есть принципиальных разногласий между руководством (в том числе и князем Пожарским)  и большинством участников. В сложившейся непростой ситуации нужен был кто-то, кто мог призвать широкие народный массы на время забыть про недовольство господами ради спасения русской государственности.

       Этот кто-то нашелся в лице нижегородского старосты Кузьмы Минина, человека влиятельного в народе, но простолюдина по происхождению. Известный буржуазный историк Николай Иванович Костомаров характеризует Минина как человека «с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели». Похожей личностью был и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Организованное ими Второе ополчение как известно добилось успеха, освободило Москву от интервентов; а вскоре была упразднена Семибоярщина и на русском престоле появилась новая царская династия.

        Обманули ли Минин с Пожарским народ? Нет, так, конечно, сказать нельзя. В тот критический момент русской истории надо было как-то прекратить смуту и уж лучше (считаем мы, ученики Ленина-Сталина) было сделать это восстановив самодержавие, чем отдав Россию на откуп польским магнатам.

       Ополчение Минина и Пожарского успешно справилось с этой задачей, и поэтому благодарности в его адрес это не пустой звук. А ни буржуазной, ни, тем более, социалистической революции тогда произойти еще не могло.

       Эти долгожданные революции случились через 300 с небольшим лет, поначалу, к сожалению, породив новую смуту. Но через несколько трагических лет Гражданской войны большевики, отстояв свою Революцию, создали на осколках Российской империи Союз Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 года многонациональный советский народ тесно сплотился на многие десятилетий для того, чтобы добиться невероятных успехов. Так что 30 декабря заслуживает право именоваться Днем народного единства не меньше , а больше 4 ноября.

       Ну, а то, что это прямо перед самым Новым годом… Берясь с восторгом за праздничный бокал вспомни, кому ты обязан созданием бесклассового общества!

  Александр Чеботарев, активист КП, политический публицист

мы в социальных сетях