
Кемеровские Коммунисты России провели празднование 80-летия Великой...
09 мая 2025 17:54:40Поздравление Максима Сурайкина с 80-летием Победы советского...
01 мая 2025 14:51:07Первомайское поздравление многолетнего Председателя ЦК Компартии Коммунисты...
22 апреля 2025 19:21:04Многолетний Председатель ЦК Компартии КОММУНИСТЫ РОССИИ Максим...
Амурский областной комитет КПКР провел ряд мероприятий...
26 февраля 2022 09:05:21Коммунисты России поздравили кировчан с Днем защитника Отечества
24 февраля 2022 22:09:12Тверские коммунисты отметили 23 февраля
24 февраля 2022 20:08:40Ялтинские коммунисты отпраздновали 23 февраля. Видеорепортаж
«Форбс»: золотая сотня чиновных богачей
30 августа 2010 12:07:50
Практически одновременно российские СМИ рассказали о двух вроде бы никак не связанных событиях. Во-первых, Владимир Путин побывал в Петропавловске-Камчатском и своими глазами увидел, в каких условиях живут многие горожане. Осмотрев одну из квартир общежития, где в девятиметровой комнате проживает пенсионерка со своим внуком, глава правительства поделился впечатлениями: «Мягко говоря, очень скромно, если не сказать плохо». У соседей дела оказались еще хуже, и тут у Владимира Путина мягких слов уже не нашлось. Повернувшись к сопровождавшему его губернатору Кузьмицкому, премьер-министр потребовал: «Все деньги у вас есть. На счета более 3,5 млрд мы вам перевели. Вы должны сделать как можно быстрее программу по строительству нового жилья, современного и сейсмоустойчивого».
Хватит ли такой суммы на обеспечение всех нуждающихся Камчатки жильем, сказать сложно. Ведь подобное общежитие в Петропавловске не единственное. Однако Владимир Путин, судя по всему, убежден, что хватит: на его взгляд, 3,5 млрд рублей – сумма поистине огромная. Так что «ссылки на отсутствие денег более необоснованны», сказал, как отрезал, премьер, обращаясь и к другим главам регионов.
Второе событие – по нынешним временам даже и не событие. Русская версия журнала Forbes напечатала очередной рейтинг, в который вошли наиболее состоятельные российские граждане. Рядовые россияне уже настолько привыкли к золотым сотням отечественных олигархов, прочно утвердившихся и в рейтингах мирового уровня, что удивить их чем-либо трудно. И все-таки нынешний рейтинг, который издание назвало «Власть и деньги», выделяется на фоне подобных. На сей раз Forbes сформировал «золотую сотню» чиновников и депутатов разного уровня, а также руководителей госкорпораций, чей семейный доход за 2009 год оказался самым большим. Имеется в виду, конечно, официально декларированный доход. Как известно, такие декларации, причем не только на себя, но и на своих супругов, а также несовершеннолетних детей обязаны подавать все чиновники.
Так чем же интересен этот рейтинг? Прежде всего – названием, весьма точно отражающим суть. «Власть и деньги» – это, по существу, и есть формула олигарха. Так уж сложилось, что в России последних полутора-двух десятилетий олигархами называют просто очень богатых людей. Между тем олигархия, по определению, это «форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу». И хотя сложно спорить с тем, что большие деньги рождают власть, все-таки не любой даже супербогач прямым или косвенным образом управляет государством.
А в данном рейтинге – все, как один, представители той самой власти. Как выяснилось, больше всего среди них парламентариев разного уровня. Только депутатов Государственной думы 30. Семья самого богатого из госдумовцев, третьего в списке, «единоросса» Владимира Груздева в 2009 году получила 1 млрд 629 млн рублей. Ну а самый умеренный доход – у занявшего только 93-е место Степана Шорошова, доход его семейства всего лишь 40,39 млн рублей. Шорошов, естественно, тоже член «Единой России», как и подавляющее большинство депутатов-миллионеров.
Немногим отстают члены Совета Федерации: их в рейтинге 15. Зато представляющий в Совете Федерации Туву Сергей Пугачев – второй в списке, с доходом в 3 с лишним миллиарда рублей. Оно, конечно, фортуна – дело переменчивое. У Пугачева сейчас куча проблем: из «золотой сотни бизнесменов» он уже вылетел, с долгами Центробанку еле-еле расплатился. Но все же расплатился, что и неудивительно. Все-таки, когда одно семейство в год получает практически столько же, сколько выделяется на капитальное строительство целой Камчатки, долги такими уж страшными не кажутся.
Однако важно не только место в рейтинге, но и прочность положения. Вот, например, бывший губернатор Орловской области, ныне представляющий ее в Совете Федерации Егор Строев, казалось бы, едва прыгнул на подножку уходящего рейтинга. Он 97-й, всего-то с 39,43 млн рублей. Но он явно оправился после скандала 2009-го (см. «Советскую Россию» от 7 марта 2009 года).Тогда Строева «ушли» из губернаторов, потребовав взамен на кресло в Совете Федерации вернуть в собственность области «все, что забрали», как выразился действующий орловский губернатор Александр Козлов. Как мы видим, и после такой коммерческой операции (имущество области взамен на пост) у Строева и его близких кое-что осталось. К тому же, что также немаловажно, удалось сохранить семейные ценности. В пору губернаторства Егора Строева говорили, что он превратил свой регион в «семейный бизнес-подряд». Вот и теперь из 39 с лишком миллионов семейных денег 35 млн (практически всю сумму) получила супруга Строева.
А это кое-что говорит о прочности и продвинутости отношений: не так-то много в России мужей, да еще занимающих видное положение в обществе, которые не стесняются зарабатывать в несколько раз меньше жен.
Сейчас же отметим, что в рейтинг попали и региональные депутаты. Почему-то самой представительной оказалась Самарская губернская дума: целых пять депутатов, хоть и во второй половине списка. Причем обращает на себя внимание, что если в целом подавляющее большинство рейтинговых депутатов – «единороссы», в Самарской области можно говорить даже о некоторой демократии. В «пятерке» – не только «единороссы», но и руководитель фракции ЛДПР, а также представитель «зеленых».
Но кто же находится на вершине олигархического «топа»? Первым, безоговорочно и бесповоротно, является московский градоначальник Юрий Михайлович Лужков. Если на все сто богатейших чиновных семейств приходится около 56 млрд рублей, то главное московское семейство в 2009 году разжилось 30 млрд 943 млн рублей. То есть более чем половиной общей суммы! Естественно, заработанные лично неустанными трудами столичного мэра 7,9 млн – сущая мелочь против дохода его супруги, Елены Батуриной – 30 млрд 935 млн. Еще чуть-чуть, и круглый миллиард долларов за год получился бы! У семейства Лужковых–Батуриных имеется также 7 автомобилей. Из них Юрию Михайловичу, как все давно и хорошо знают, принадлежит только старый ГАЗ с прицепом. Да и зачем нужно что-то новое, если у супруги только «Мерседесов» – три, включая, естественно, «шестисотый».
Всем нам со слов как самой Елены Батуриной, так и ее супруга известно, что бизнесом она занимается исключительно самостоятельно, без всякой мужней помощи. Таких очень самостоятельных женщин и современных мужчин, не комплексующих перед хорошо зарабатывающими женами, в рейтинге предостаточно. Помимо уже названных самого богатого Лужкова и самых небогатых сенатора и депутата Строева и Шорошова (сам Шорошов заработал менее 2 млн, тогда как его супруга более 38 млн), среди этой категории продвинутых, думается, надо отметить приморского губернатора Сергея Дарькина. Из 543 млн суммарного годового дохода семьи – 540,59 млн приходится на вторую половину Дарькина, актрису Ларису Белоброву. Да и из всей задекларированной собственности во владении Дарькина находится лишь одна дача, тогда как жена владеет второй дачей, квартирой, земельным участком, двумя автомобилями…
На одну позицию обогнал Дарькина, став 13-м, Игорь Шувалов, первый заместитель главы правительства. Из их семейных 648 с лишним миллионов на супругу приходится почти 642. Зато вся собственность, движимая и недвижимая, включая семь автомобилей, жилой дом в Австрии и квартиру в Великобритании, у них в совместном владении.
В общем, суперсостоятельным чиновникам нужно рассчитывать на прочность семейных уз. А обычным гражданам удивляться: и зачем надо было канителиться, принимать закон, запрещающий госслужащим заниматься коммерческой деятельностью. Неужели, став чиновниками, они потеряют интерес к коммерческим успехам своих любимых бизнес-леди? Профессиональный семейный подряд – это ведь давняя отечественная традиция. Неудивительно, что в нынешние времена она трансформировалась в подряд семейно-олигархический.
Кстати, рейтинг рушит и некоторые стереотипы. Уж сколько говорилось о годовых доходах гендиректора Роснано Анатолия Чубайса и его супруги. Но их 224,64 млн рублей дают возможность претендовать лишь на 29-е место.
Правда, невольно возникает вопрос. А как быть с теми, кого в рейтинге почему-то вообще не оказалось? Неужели премьер-министр беднее своего заместителя, пусть и первого, и даже руководителя секретариата? Можно ли представить, что глава государства получает годового дохода меньше, нежели депутат Самарской облдумы? Ну, в конце концов, почему бы и нет. Вот, например, чеченский лидер Рамзан Кадыров, обожающий свои дорогие автомобили и еще более дорогих скаковых лошадей, по декларации оказался вообще безлошадным: даже старый ВАЗ, видимо, из-за кризиса пришлось продать. Так что, кроме 4 млн рублей зарплаты и 36-метровой квартирки, у Кадырова и нет ничего. А на нет, как известно, и суда нет.
И такой вопрос обнаруживает лукавство рейтинга. Ведь не только золотые скакуны у Рамзана Кадырова в момент составления декларации оказались собственностью «всего чеченского народа». Немногим раньше также запропали куда-то бонусы в 1,5 млрд рублей, полученные от Автоваза самарским губернатором Артяковым.
Да и декларация «богатейших из богатейших» Лужкова–Батуриной только на первый взгляд смотрится впечатляюще. Естественно, для несчастных жителей, ютящихся в петропавловской общаге, задекларированный на имя Батуриной дом в Австрии площадью 321 квадратный метр – это настоящий дворец. Но как в таком случае быть с действительно настоящим дворцом? Тем самым, который, по утверждению британского еженедельника The Sunday Times – самый большой в Лондоне после Букингемского дворца, стоимостью 100 миллионов фунтов стерлингов. Как позже заявил Борис Немцов, судившийся с семейством из-за своей книги «Лужков. Итоги», факт наличия того же дворца не оспаривался. Но в декларации его нет, а значит, по юридическим законам, не существует.
Только есть еще и законы природы. И на каких троюродных племянников двоюродных дядь объект ни записывай, он никуда не денется. Так что остается лишь предполагать, на какой коэффициент нужно умножить 56 млрд официальных, чтобы получить реальный «совместный доход».
Жен в обязательные декларации чиновников вписали, так сказать, для «отмазки»: мол, предотвращаем коррупцию. На самом деле, никто не сомневается: мужья, подавшиеся в государственные деятели, как были бизнесменами, так и остались. Супруга подписывает официальные бумаги, но дела-то ведет истинный хозяин, который имеет все возможности, находясь на официальном посту, лоббировать собственные семейные интересы.
Не говоря уже о том, что понятие «СЕМЬЯ» – весьма широко и емко. И сводить ее только к супруге и несовершеннолетним детям (которые как раз никакие бумаги даже формально подписывать сами не могут) – все то же лицемерие. Недаром упоминавшаяся статья о бывшем орловском губернаторе так и называлась: «Семья. Орловская модель Егора Строева». И в модели этой помимо супруги и взрослой дочери, принимали участие бывший зять губернатора, старший брат губернатора, сестра губернатора, племянник, племянница и т.д., и т.п. Но все они из «антикоррупционного» понятия семья исключены.
Более того, коммерческая семья в России, со времен Ельцина включавшая отнюдь не только кровных родственников, а также «кошельков» и казначеев, разрослась в настоящий олигархат. (Характерно, что главный из тогдашних казначеев Роман Абрамович – четвертый в списке богатейших людей России – в чиновный рейтинг почему-то не попал, несмотря на свою вполне подходящую для этого должность председателя Чукотской думы.)
Собственно, именно в этом и состоит самая непосредственная связь между двумя такими непохожими проявлениями общественной жизни: нищим петропавловским общежитием, где побывал премьер, и обнародованием рейтинга доходов чиновников. Пока депутаты и сенаторы «партии власти», министры и начальники, представляющие ее же, будут у этой самой власти оставаться, от нищих общежитий не избавишься. Это и есть олигархия – форма правления, не соответствующая общему благу. Если им, олигархам, сейчас очень хорошо, если в их руках – кнопки для голосования и рычаги распределения бюджетов, зачем, спрашивается, принимать и исполнять законы, улучшающие жизнь простых граждан? Тех самых, которые, выражаясь словами премьера, живут «мягко говоря, очень скромно, если не сказать плохо».
мы в социальных сетях