Вступить в партию
КПКР поддержала признание независимости ДНР и ЛНР и освобождение Донбасса

Амурская область.Активист КПКР В.А.Лукичев: Культура как поле социально-классовой борьбы!

05 января 2018 12:38:37

                                                                                                                                               Вопросы теории

 Цель статьи. Наша бурная эпоха переполнена кризисами, конфликтами,  столкновениями. Постепенно сформировались средства и формы не вооруженного,  прямого или косвенного порабощения человека путем целенаправленного воздействия на внутренний мир человека, на базовые элементы культуры. Способы манипуляции сознанием описаны, в частности, в работах С.Г Кара-Мурзы и др. Задача – еще раз привлечь внимание к этой проблеме политиков, общественности. Предупреждён – значит вооружен.

                                         Истоки культуры                                

   Среди бесконечного многообразия подходов к определению культуры в данном контексте выделим следующие:

а) культура – способ бытия социума;

б) поскольку бытие (реальная жизнь) людей есть активность,  взаимодействие, то культура – это богатство или нищета особых связей людей друг с другом, с обществом, с природой,  делающих человека гуманным, творческим существом;

в) культура – бесконечный процесс преобразования в практической деятельности внутренней и внешней природы человека, процесс   самопостроения человеком себя и общества.

К сожалению,  заявленная тема  требует опоры на достаточно глубокие  теоретические основы, которые постараемся раскрыть без избыточных усложнений,  но и без  недопустимых упрощений.

Культура – сложнейшая сфера жизни общества. Об  этом свидетельствуют большое  количество исследований  и  более пятисот определений этого феномена. Как формировалась культура? Подобно тому, как на начальном этапе развития человеческого эмбриона,  начинается формирование  основных элементов организма – зачатков нервной,  кровеносной, пищеварительной  систем, которые в дальнейшем  определяют все строение и развитие человека.

Так, рассмотрев зарождение и становление  культуры,  можно выделить ее базовые   составляющие, которые в дальнейшем  будут определять  основные закономерности  развития этой сферы бытия человечества.

   Термин  культура происходит от слова   cultura  - возделывание, переработка.  Становление культуры происходит одновременно зарождением труда и со становлением человека как Homo sapiens.

В отличие от животных, человек не приспосабливается к природной среде, а с помощью зарождающейся трудовой деятельности сам изменяет ее в формы, пригодные для  своей жизни, приспосабливая  к себе.  На природной основе формируется собственная,  надбиологическая, очеловеченная среда обитания, которую позже  назовут культурой.  Начинает складываться ядро, набор определяющих элементов культуры, без которых ее развитие просто невозможно.

   Отметим, что становление труда, общества, сознания, языка происходит одновременно.  Каким образом?

  На определенном этапе развития природы, у наших отдаленных предков  усложняются  совместная жизнедеятельность, отношения внутри сообщества. Постепенно  накапливаются качественные изменения – животная жизнедеятельность трансформируется в трудовую, зарождаются зачатки абстрактного мышления, усложняется общение между особями, формируется язык.  Всё это вместе порождает сознание. Со-знание – совместное знание, проточеловек становится человеком. По современным данным, этот процесс был очень длительным,  более миллиона лет

   Итак, рассмотрим  базовые  составляющие  культуры.   

Язык. 

   Язык – наиважнейшая  часть,  основа, канва культуры, формируется в практической деятельности одновременно с зарождающимся мышлением и становящимся первобытным коллективом.  Язык – материальный знак (звук,  жест, мимика, цвет…),  с помощью которого  обозначаются предметы и явления внешнего и внутреннего мира, выражаются мысли и передается информация.  Происходит становление  речи как – индивидуального проявления и применения языка.  

Формируется внутренний фундамент культуры. С помощью языка качественно усложняется общение – происходит обмен навыками,  координация совместных действий, сплочение общества уже на социальной основе.  Усложняется процесс мышления.

С помощью языка появилась возможность накапливать знания о мире и самих себе. Постепенно появляются традиции, обычаи, ритуалы – специфический язык культуры,  сохраняющий опыт предшествующих поколений.  Мощный импульс развития дала письменность.

Культура в своем развитии  дифференцируется на материальную и духовную.  Следует  отметить, что непроходимой пропасти между ними нет – это части единого целого, взаимодополняющие друг друга, различаются по способу функционирования. Материальная культура – непосредственно производительный труд и его результаты; духовная культура – развитие личности, интеллекта, науки, искусства, творчество.  Каждая составляющая культуры обладает своим специфическим языком – науки, техники, искусства, религии…  Овладение языком культуры – необходимое условие познания мира и совершенствования человека. Кроме того, язык выражает сознание, развитое мышление – развитый язык, но имеет место и обратное воздействие, новые слова обогащают или обедняют сознание.

Очень важно!   Слово,  как знак, обозначающий тот или иной фрагмент действительности,  содержит в себе  программу действий (иногда говорят код).  Простой пример – возьмём слово «стол».  Столом может быть обычный стол, операционный, верстак, пенек в лесу, салфетка  на траве… Почему мы не задумываясь, называем столь разные предметы одним словом, что их объединяет?  Объединяет их ПРОГРАММА действий, связанных с этим предметом. 

Откуда берутся эти программы? Человек, как существо практическое, активно относится к чему-либо,  целенаправленно   взаимодействует с этим объектом.  Если это продолжается достаточно долго, то с помощью воспитания, обучения, передачи опыта закрепляется способ  действия с предметом, который и становится  программой.

Любой  знак, предмет, затронутый  целенаправленной деятельностью человека,  несет в себе программу деятельности, является предметом культуры, или артефактом.   Артефакты - это бытовые предметы, города,   средства орошения, произведения искусства, породы животных,  сорта растений, а так же феномены духовной жизни – теории, верования,  обычаи, чувства и, безусловно, сам человек.

Особое место в культуре  занимает язык символов.  Это единственный известный универсальный язык культуры. Специфика символа  - выражение смысла, способность вызвать общезначимую реакцию,  эмоционально окрашенное  отношение к чему-либо.  Символ – своеобразное  выражение ценностей,  норм, идеалов  конкретной культуры. Символом может быть предмет,  икона, картина, историческая дата, событие, человек, город, устойчивый миф…  что угодно.

Многообразная символика сохраняет, демонстрирует  историческую память, героику, общезначимые государственные, национальные, социально-политические ценности,  тем самым укрепляя единство общества.  О роли символов говорит известный факт – воинская часть, утерявшая знамя, подлежит расформированию. Убрать символику,  наполнить символы другим смыслом или заменить – означает сильно  подорвать  духовные скрепы страны, нации,  народа.

Мораль.

Мораль  исторически первая, древнейшая форма общественного сознания. Активность людей – это  практическое, трудовое  отношение к природе, к миру в целом. В процессе совместной деятельности люди вынуждены общаться друг с другом. Необходимо упорядочить, регулировать отношения между особями. Постепенно, преодолевая зоологический индивидуализм, появляются  новые, практически проверенные, осознанные правила общения, поведения. Так начала зарождаться  мораль. Исторически первая норма морали – табу, запрет, на разрушающие действия.

Обычная ошибка – отождествление понятий мораль, нравственность и этика. Это вносит ненужную путаницу. Уточним содержание понятий.

Мораль (moralis -  касающийся нравов) – один из способов нормативной регуляции деятельности человека. Включает в себя запреты, понятия - хорошо-плохо, добро-зло, долг, идеалы,  принципы, совесть, честь, установки, справедливость, равенство… Нужно отметить, что с усложнением общества,  у разных классов моральные нормы наполняются разным содержанием. Правящий класс навязывает всему обществу выгодное ему понимание норм общежития, которое закрепляется религией, традициями, обычаями.

Нравственность – духовные качества, которыми  руководствуется человек в своей деятельности, то есть конкретно-практическое преломление норм морали.

Этика – учение о морали и нравственности.

Этикет – совокупность правил поведения.

Интересный факт. Практически одновременно у разных народов было выработано золотое правило нравственности:  поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Мораль, решая вечную дилемму – добра и зла, способствует сохранению, оздоровлению человечества. Тем более, что в нашей запутанной жизни не всегда можно определить, где добро, где зло. Давно сказано,  что добро способствует выживанию и развитию, а зло наоборот. Убивать плохо. Но!  «Я  стреляю -  и нет справедливости, Справедливее пули моей!».  (М.Светлов).

Мораль носит всеобщий, вездесущий характер. Любое явление, действие, событие рано или поздно получает моральную оценку. Иногда она бывает очень жесткой. Моральные нормы контролируют с помощью совести, общественного мнения, законов, переступив  которые, личность становится преступником, изгоем, частичным человеком.

Ценности.

   Всеми признано, что ценность является стержнем культуры,  жизнедеятельности человека и общества.

   Ценность – это то, что необходимо для жизни.  В процессе трудовой  деятельности было замечено, что некоторые вещи, действия, отношения, духовные качества приносят больше пользы, чем другие. Значит, их надо сохранять  совершенствовать.  Так зародилось ценностное отношение к действительности. Наиболее значимые ценности  сохранялись в традициях, обожествлялись,  передавались в процессе воспитания, обмена опытом.

   Многообразие видов деятельности порождает систему ценностей. Постепенно  выстраивается иерархия ценностей – личностных, бытовых, социальных, духовных, государственных и высших, универсальных. К абстрактно-всеобщим ценностям относятся Человек, Жизнь,  Труд, Здоровье, Любовь,  Истина, Добро, Красота (список можно продолжить).

   В конечном счете, ценности начинают определять вектор жизни, формирование целей деятельности, способов их достижения и выбор типов поведения. На основе ценностей человек ставит цели,  достижение  которых придает смысл жизни, делает ее цельной, полнокровной, творческой. Цели бывают творческие, которые вырабатываются и достигаются самостоятельно, и неявно предписанные окружением, обществом  – живу как все. Так  пока живет большинство. Мелкие цели – мелкая, никчемная жизнь.

Ценности, говоря языком строителей, каркас, мощная скрепляющая арматура общества.  Убрать или извратить ведущие ценности – обрушить цивилизацию, что у нас и произошло.

Подведем итоги.

   Постепенно сложилось ядро культуры – трудовая деятельность, язык, мораль, ценности и мировоззрение – общий  интегральный взгляд на мир в форме религии, философии, стихийно-материалистических бытовых взглядов.

   С того времени, как стал более-менее устойчивым центр,  началось бурное развитие культуры вширь и вглубь. Возникали новые сферы, формы, отрасли культуры – образование, наука, техника, искусство, политика…, в общем,  всё, что нас окружает. Появились духовное производство, культурная деятельность.

   Очень важно! Во всех проявлениях культуры обязательно присутствуют ее базовые элементы – творческая деятельность, язык, нравственность, ценности, мировоззренческая основа. Если затронуть, хотя бы единственную составляющую ядра культуры, с неизбежностью будет сильно деформировано, или обрушено всё здание.

                 Эрозия социализма. Наступление на культуру.

Началось с «артподготовки». Были нейтрализованы защитные    системы культуры.  Кашпировский и Чумак проводили бесконечные сеансы массового внушения, отключая здравый смысл. Шло подавление критериев  определения хорошего и плохого. Снятие общественного осуждения асоциальных деяний. Нейтрализация или перекодирование базовых ценностей, мол, свобода самовыражения.  Одним из факторов ошеломляющего результата наступления реакции, было то, что мы жили в практически стерильной идеологической и культурной среде.

 Наступление на ядро культуры шло по всем фронтам – язык, мораль, ценности, мировоззрение. Обнаглевшие манипуляторы, при полном бездействии власти и общественности, творческой интеллигенции (рептильные качества этого слоя отмечал еще Маяковский – «Где вы, сеятели правды, или звёзд сиятели?») даже  прямо ставили задачу изменения менталитета целой цивилизации.  (Ментальность – исторически сформированная, глубинная социально-психологическая основа этноса, народа.). Деформировать менталитет – превратить народ в хаотичную совокупность социальных атомов.

 Язык.

  Язык убить невозможно, но можно изуродовать до уровня людоедки-Эллочки. Советская страна была самой читающей. Это правда. Была применена хорошо продуманная технология дебилизации.  Первоначально книжный рынок был завален валом низкопробного завлекательного чтива -  детективами, мыльными операми про любовь, мистикой, прямой чернухой, желтизной, комиксами и пр.  Воспринималось  всё это легко и быстро, возврат к серьёзной литературе становился труднее, отупение шло всё быстрее.

   Шло качественное перерождение языка. В этом случае  следует рассматривать два процесса. Первый – объективный. Распространение сотовой телефонизации и персональных компьютеров превратило общение в телеграф и убило письма, в которых душа, мысли, чувства. Кроме того, способствовало распространению специфического жаргона  и англицизмов. Второй фактор –  намеренные действия,  прямая пропаганда безобразного. Сквернословие проникло даже на сцены театров, в литературу, на эстрадных подмостках весь юмор моментально опустился ниже пояса. Грязные слова – грязные мысли – грязные поступки.

   Из школьных программ вымывались и вымываются часы русского языка и литературы. 30% современных выпускников  не владеет элементарными навыками разговорной речи. Мировая и отечественная классика изъята или  заменена  пересказом краткого содержания произведения из интернета. 

   Как уже было отмечено, слово явно или  неявно содержит в себе программу действий. Народное наблюдение - если человека постоянно называть собакой,  то рано или поздно он залает.  С помощью естественного языка и артефактов культуры, при их целенаправленном использовании, возможно реальное перепрограммирование поведения человека. Когда началась «демократия», два словосочетания  послужили  тараном разрушения Советской власти – «цивилизованные страны»,  которые для нас пример и «мировая цивилизация», от которой мы отошли в тупик. Эти выражения на всех уровнях  в то время не повторял только ленивый.  Действительно, раз мы варвары и в тупике, значит, надо все рушить, что и произошло. Трезвые голоса не воспринимались, обстановка в то время напоминала повальное помешательство, хотя никто не мог показать на глобусе где находится эта самая мировая цивилизация.

   Почему проблема языка иногда вдруг выплывает во времена кризисов?  В июне 1950 года в газете «Правда» неожиданно для всех появляется статья И.С.Сталина «Марксизм и вопросы языкознания».  В статье был дан отпор вульгарным марксистам, которые слишком вольно пытались препарировать языкознание и этим могли нанести серьезный урон культуре в целом. Вывод - к языку надо относиться очень бережно, развивать его на глубокой теоретической основе,  так как это историческое творчество народа. Современные ученые подчеркивают стратегическую роль лингвистической, филологической культуры человека и общества. Она предполагает развитие способностей человека думать, говорить, писать и овладевать лучшими образцами мирового культурного наследия. А так же противостоять лингвистической агрессии, изменяющей систему национальных духовных ценностей.

   Некоторые же наши бывшие соотечественники проблему языка превратили в дубину неандертальца, не замечая, что сами возвращаются к первобытному состоянию. Здесь и серьезные языковые ограничения одной культуры, навязывания другой и пр.

  Культура – единственный тип взаимодействия,  при котором происходит взаимообогащение, чем больше отдаешь, тем больше имеешь.  Б.Шоу приводит пример – у тебя яблоко, у меня яблоко, обменялись – ничего не изменилось. Обменялись идеями, у каждого стало по две идеи.  

   Маугли не мог стать человеком, потому что не было человеческого общения. Поэтому ограничения круга языкового общения – ограничение социальности, человечности.  Дальше-больше – запрет «вражеских»  литературы, кино,  других видов искусства и… превращение человека если не в Маугли, то в майданутого.

Мораль.

   Мораль сохраняет целостность общества, его духовное здоровье. Основные понятия морали – хорошо-плохо, добро-зло. Великий гуманист А.Швейцер дал емкую характеристику добра и зла. Добро – всё, что способствует жизни, а зло, что ей препятствует.

Нравственные нормы имеет критерии различения,  хорошего и  плохого,  которые закладываются воспитанием, общественными отношениями.  Именно с разрушения этих критериев началась утеря нравственных ориентиров, эрозия личности и общества. Зло вдруг оказалось добром,  хорошее - плохим… Г.Попов (мэр Москвы),  выпускает книгу, в которой  заявляет, что взятка и не взятка вовсе, а плата за услугу. Дается примерный список «расценок». Вор и бандит оказывается удачливый предприниматель, а двоечник  -  порядочный человек, который органически не мог воспринимать лживую советскую пропаганду.

   Началась глубочайшая нравственная эрозия  личности и общества. Резко сменились жизненные ориентации, ценности, мотивы. Рабочий,  - значит неудачник, много денег – предел мечтаний. Революция – очень плохо, классовая борьба – экстремизм. Хотя свои интересы новоявленные буржуа чтят, прикрываясь демагогией  и некими глобальными ценностями, во имя которых разнесли Югославию и убивают на Донбассе. Нарождавшаяся буржуазия в постсоветское время была космополитична, тесно связана с  иностранным капиталом. Отсюда вытекало, что патриотизм – «последнее убежище негодяев». Когда  оформилась отечественная буржуазия, вдруг оказалось, что патриотизм – это великая ценность и Родину (их капиталы) надо защищать от происков чужеземных богатеев.

   Ельцин, на глазах всего мира, расстреливая парламент, погубил более двух тысяч соотечественников. Позже, бесстыжая морда, заявлял, что сделал доброе дело - спас страну от гражданской войны,  «понимаш ли».                                            

   Идет демонтаж личности, обвально  нарастает  процесс дегуманизации, падения нравов в образовании,  здравоохранении, воспитании, культуре, который поддерживается СМИ и государственными структурами. Извращенцы устраивают парады… Религиозные секты проводят массовое зомбирование  молодёжи (и не  только!). Где дно этого падения?

Ценности.

   Несокрушимость Советскому Союзу, до определенного этапа, придавала главная, ведущая ценность – коммунистическая идеология. Именно благодаря идее, в исторически мгновенные сроки были проведены грандиозные свершения, одержана великая победа, совершен прорыв в космос. Разрушить державу, погубить социализм можно было только одним способом – вырвать, сломать,  несущий стержень, что и было сделано. Страна рухнула. Оставим в стороне причины случившегося, в данном случае интересует  только сам факт.

   Борьба против социализма шла с момента зарождения новой эпохи, идёт и сейчас. Основные направления:

- теоретическое шельмование марксизма шло от простого отрицания, мол, мракобесие, до теоретических изысков. Противопоставление молодого Маркса зрелому, других классиков друг другу, или признавали правоту Маркса, Ленина, но только для своего времени и пр.

- постоянное  чернение  героев революции, бесконечный поиск компромата (чаще высосанного из пальца). В этой же обойме – анекдоты про Василия Ивановича, которые были запущены в обиход западными спецслужбами к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

- борьба с символами советской власти. Снос памятников, переименование улиц,  подмена памятных дат и праздников какой-то несуразицей. Не  дает «борцам» покоя памятник, охраняемый ЮНЕСКО – Мавзолей В.И.Ленина.  Не оставляют в покое святые имена молодогвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Павлика Морозова и многих других.

   Следует подчеркнуть,  что  настоящее вырастает из прошлого и ищет в нем опору и оправдание своего существования. Мерзкое настоящее может опираться только на мерзкое прошлое. Иного пути просто нет. Вот  постоянно всплывает то Власов, то Колчак,  то Маннергейм… На современной Украине эти процессы зашкаливают, давно превратились в театр абсурда. У нас идет то же самое, только медленнее, слишком наглядные примеры перед глазами.

- жизненные ценности вывернуты наизнанку.  У производителя нет реальных прав, зато есть права потребителя.  Образование – не служение, а услуга. Дружба, любовь, талант, совесть, честь, творчество – обычный товар.

- человек, теряя высокие ценности, теряет высокие цели  творчества, превращается в  духовно обнищавшего обывателя, маргинала, пусть даже и обеспеченного.

Творчество.

   Чтобы взаимодействовать с природой, необходимо знание о ней. Здесь действуют два взаимосвязанных  процесса – распредмечивание и опредмечивание.        Распредмечивание – это  познание. Человек исследует предмет природы  и в голове у него возникает его мысленный, идеальный образ, в котором   свойства, сущность предмета становятся достоянием  человеческих способностей. Мысленно манипулируя с образом предмета, человек старается приспособить его для своих нужд, потребностей. Так зарождается творчество – родовое качество человека. Затем, мысленный  проект предмета, с помощью труда превращается в реальность. Это  называется опредмечиванием.

   Опредмечивание – процесс, перехода человеческих способностей  в материальный предмет. То есть, создавая что-либо, человек вкладывает в изделие часть самого себя – мысли, чувства, желания, даже настроение.  Любая хозяйка подтвердит, что при скверном настроении получается такой же обед. Внутренний мир одного человека  становится общественным достоянием.  Предмет становится социокультурным, очеловеченным.  Формируется культурная среда.

   Археологи находят древние черепки и по ним восстанавливают основные черты древнего общества. Потому что в древний  артефакт вложены знания, навыки, чувства, цели, общественные отношения. Остается только их прочитать.

   К чему знать все эти  сложности? 

1. Жизнь человека есть постоянный усложняющийся процесс распредмечивания-опредмечивания. В котором происходит  овладение предшествующими формами культуры, сохраняется преемственность и, только на этой базе,  становится возможным дальнейший прогресс.

2. Современное производство представляет сложные технические, социокультурные системы,  управлять которыми может только всесторонне развитая высококультурная личность.

   К настоящему времени культура, во всем ее многообразии, становится непосредственной движущей силой развития общества, что отмечено практически всеми обществоведческими науками.

Наметилось глобальное диалектическое противоречие – между сложной техносферой и уровнем владения общей культурой производителя.  Высочайшая культура производства натыкается на культурную ограниченность производителя.

Кроме того, на первое место в системе общественного производства выходит производство самого человека как физической и социальной единицы. Воспитатель должен быть сам воспитан, сказал один очень умный человек. Функционирование социосферы, в силу своей природы,  моментально отторгает бескультурье.

Культура и отчуждение.

   В практической жизни  очень остро встал вопрос  о роли культуры в связи с кризисом сциентизма  (наукоцентризма, наука может всё):  «не вымрет ли человечество от разума?».  Внешне парадоксальная постановка вопроса очень точно отражает реальность. Действительно, безудержное развитие производства порождает экологические проблемы, ставящие под угрозу само существование  человечества как вида.   

Научные открытия сделали возможным управление колоссальными природными силами и использование их в узкоэгоистических интересах : ядерное оружие, климатическое - создание искусственной засухи, наводнений, землетрясений, цунами…  Созданы  эффективные технологии  направленного воздействия на отдельную личность, программирования  поведения  больших масс людей.

   Несмотря на глубочайшие научные прозрения,  во всем мире растет мистицизм,  расползается липкая паутина религиозных взглядов и предрассудков, вера в чертовщину, астрологию и

прочую духовную ветошь.

   Возникает вопрос – почему развитие науки вместо раскрепощения человека приводит к процессам его деградации?  В данном случае  очень наглядно проявляется процесс отчуждения культуры,  т.е. отдельные ее элементы оборачиваются против человека и друг против друга.  Технический прогресс уродует личность, превращая ее в «одномерного» человека, раба технических устройств, создает невиданные  средства уничтожения своего создателя. Ни одна религия, как важнейший элемент культуры до сегодняшнего дня, не учит плохому. Но сколько разрушений и страданий  принесли религиозные войны. Трудно переоценить меру вреда принесенного инквизицией, которая во имя божье уничтожала сотни тысяч «еретиков», выдающихся ученых и просто попавших под «раздачу».

Отчуждение – это объективный  исторически-длительный  процесс, который  проходит этапы становления, развития и снятия. Зарождается  в системе общественного производства и связано с различными формами разделения труда. Начинает проявляться, когда конечный результат труда производителя отчуждается от него и служит средством его же  порабощения.  Наглядный пример отчуждения -  деньги. Деньги  это функция экономики, но при определенных условиях превращаются в  самоцель, подчиняют себе всю экономическую систему. Современная мировая банковская система,  при помощи так называемых кредитов,  подчинила себе весь мир, все страны без исключения. Хвост вертит собакой.

В культуре процесс отчуждения весьма специфичен, в силу особенностей культуры как таковой  и множества форм ее   бытия.  Кроме того,  закономерности процесса отчуждения достаточно глубоко не изучены, хотя проблема довольно интенсивно исследуется. Что порождает отчуждение?

1)  Культура  состоит из множества элементов.  Социально-историческая практика очень наглядно показала,  что  исторически сформировавшиеся  элементы  культуры  выполняют  объективно необходимые функции.  Различные элементы культуры взаимоуравновешивают друг друга, сдерживают гипертрофированное развитие отдельных элементов, превращения их в свою противоположность. Достижения медицины – самой гуманной профессии -  используются для совершенно бесчеловечных опытов и экспериментов ( врач-нацист  Й.Менгеле, японский полковник С.Исии, командир  – «отряда 731», разрабатывавшего биологическое оружие и проводившего изуверские опыты над людьми  и пр.).  Медицина и другие науки должна дополняться моральным контролем и нормами.

НТР с помощью компьютерных технологий  создала особую виртуальную реальность, которая подменяет реальную жизнь. А это дает возможность управлять поведением больших масс людей. Необходим общественный контроль.

2. Культура принципиально диалогична. Диалог культур устанавливает связи в пространстве и времени, между поколениями, прошлым, настоящим и будущим, между народами, государствами.  Разрыв связей порождает конфронтацию, вплоть до взаимоуничтожения.  Яркий пример  - современный религиозный (точнее, псевдорелигиозный) экстремизм или национализм.

3. Маркс: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню».  Во времена стихии, по словам Маркса, прогресс уподобляется идолу, «который не желал пить нектар не иначе, как из черепов убитых». Колоссальные силы природы в руках современного человечества, вполне могут привести его к судьбе мифологического Фаэтона.

Развитие культуры в современных условиях возможно только на глубоко научной основе.

Выводы:

Культура, в самом прямом смысле, является  социальным плодородным слоем, без которого  человек не может стать тем, что он есть. К настоящему времени  культура переживает, как и все человечество, глобальный кризис, выходом из которого будет:  или  целенаправленное формирование  единой мировой социокультурной системы, или глубочайший  регресс,  если не самоуничтожение.  Выбор, как видим, невелик. Проблема кризиса современной культуры стала центральной проблемой национальной и глобальной безопасности. Проявления кризиса – а) разрушение ценностных оснований  мировой культуры: б) доминирование потребительского мировоззрения, стяжательство, коррупция; в) снятие общественного контроля и запретов над поведением людей. Вспомним, первая норма культуры - табу, запрет. Сейчас можно всё! Свобода без культуры – затянувшийся день открытых дверей в зоопарке; г) снижение ценности жизни своей и чужой; д) снижение интеллектуального потенциала – образованности,  значения классической  литературы и искусства, доминирование  пошлости масскультуры.

Где выход?

Выход лежит на поверхности – возврат на рельсы социализма, иначе будет просто некому туда возвращаться. Суть всех процессов при социализме – всесторонняя, глубокая гуманизация.

Рассмотрим, как развивалась культура при Советской власти. Известная формула  - индустриализация, коллективизация, культурная революция. Оказывается, на ПЕРВОМ месте в этой триаде стоит культурная революция по началу преобразований  и интенсивности развития. Действительно, кадры решают всё!

Практически сразу, после прихода к власти большевиков, в 1917 году были национализированы учреждения культуры, взяты под охрану государства памятники, исторические здания и пр.  Как-то попался прекрасно изданный двухтомник «Война и мир». Год издания 1918!

В 1920 г. Введено звание «Народный артист республики».  22-й г. - в Москве открыт первый политехникум для рабочих. Одновременно открываются рабфаки в Туркестане, Харькове, Казани, Тифлисе, Чебоксарах…  Подготовлены 53 национальных театральных студии.

23-й год – создано общество «Долой неграмотность».

24-й год – первые номера детских журналов «Мурзилка» и «Пионер».

25 год – в Париже на международной выставке представлены работы художественно-декоративного искусства всех народов СССР.

26 год – открывается ГИЗ – государственное издательство.

27 год – при Белорусской с/х академии открыт  первый воскресный двухгодичный  крестьянский университет.

   Усилия не прошли даром.  Произошло ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ ценностей обывателя  на ценности творчества. Ведущие лозунги того времени: «Время, вперёд! Твори, выдумывай, пробуй!». Была освобождена колоссальная подспудная энергия народной культуры. Результаты грандиозны.

   Небольшая ремарка. Определенный сорт «правдолюбов»   любит пролить слезу по «философскому» пароходу, мол, оставили страну без интеллекта. Действительно, был такой в 1922 году. Но вот сведения из первых рук. Один из его пассажиров,  философ-персоналист Н.Бердяев, пишет в книге «Самопознание»: всего, вместе с семьями было около 75 человек.

   Во время войны были созданы новые научные учреждения. В 1943 году основаны Академии наук в Узбекской и Армянской ССР,  открылся Западно-Сибирский филиал АН, создана академия педагогических наук РСФР и Академия медицинских наук СССР.

   Работников культуры было запрещено брать на фронт.

   В мае 1942(!) года принято постановление «О плане приема в ВУЗы  1942 года и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений» и открытии вечерних школ рабочей и сельскохозяйственной молодежи. Можно прямо сказать, что основы триумфального полёта Гагарина были заложены под  вой фашистских пикировщиков в пылающем небе  Сталинграда. Каков был заряд исторического оптимизма!

130 человек  за годы войны стали лауреатами Сталинской премии первой степени (100 тыс. р.) и второй степени (50 тыс. р.) за достижения в сфере культуры. После войны вознаграждение удвоили. Для сравнения – стоимость производства танка Т-34 в разные годы была от 209 до 173 тыс. руб.

К 60-м годам  началось торможение развития культуры,  как и страны в целом. Движение  шло за счет мощной инерции прошедшей эпохи. Но всему приходит конец, в результате, имеем то, что имеем.

Современное положение культуры в РФ.

   Культурная жизнь РФ определяется Указом президента от 24 декабря 2014 года «Основы государственной культурной политики». 

Имеется Совет по культуре и искусству – консультативный  орган при президенте.

   Функционирует Минкультуры, созданное в 2008 году с совершенно непонятными прерогативами, напоминающими полномочия заведующего сельским клубом, только в масштабах  всей страны.

   В «Основах» написано много правильного и праведного. Но!  «Достижение целей и задач государственной культурной политики потребует не менее 15-20 лет, в течение которых, сформируется новое поколение». Что сказать?  За это время, как говорится,  или эмир, или ишак…

    Недавно состоялась встреча президента с членами Совета по культуре и искусству. Президент послушал, покивал головой, пообещал что-то изменить в законе…

Встреча эта к искусству не имеет отношения, это чистой воды политика. Началась выборная кампания. Обычный прием скрытого пиара – расположить к себе референтную группу. Референтная группа (из социологии) – известные, авторитетные в обществе  люди, чье мнение для большинства оказывается решающим. Подобный  прием применил Ельцин указом №1 о школе и учителях. Это была сказка!  Она не  выполнялась, но в одночасье  практически все работники образования стали сторонниками ЕБН.

Выводы.

Общепризнанно, что сохранение и развитие культуры  во всей её полноте и проявлениях –  единственная возможность даже не выхода из тупика глубочайшего глобального кризиса, а самосохранения человечества.

Борьба за культуру, означает борьбу за социализм. Потому что ценности социализма,  как наиболее прогрессивного типа организации общества и базовые гуманистические ценности культуры, совпадают. Основная задача социально-политической борьбы на современном этапе – СОХРАНИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКУ, остановить разрушение культуры на всех уровнях.  Эта борьба, если даст результаты, сразу привлечет сторонников и помощников,  даже тех, для которых  слово «социализм» неприемлемо.

Вызывает удивление, что  ни у одной более-менее влиятельной политической силы до сих пор не имеется реальной программы сохранения  и развития культуры в современных условиях. Хотя проблема осознана,  проходят  весьма представительные теоретические  конференции, семинары, на которых выдвигается много глубоких, дельных идей. Но как-то всё  тонет в болоте  вязкой рутины.

К культуре отношение сохраняется,  как и раньше, по остаточному принципу – в конце программы пишется десяток-другой ритуальных фраз - помним, ценим, любим, повысим, улучшим…

Реальный алгоритм борьбы на современном этапе прост:

  Культурная революция (второй этап) ----- НТР ----- Гуманизм.

Борьба завершится  успехом, когда чиновник, получая зарплату, будет плакать от зависти к зарплате ученого, учителя, врача, библиотекаря…

Послесловие.

   Имеется заслуживающий внимания реальный опыт работы с культурой в КНР. Ценность его в том, что за ним стоит интеллект, организация,  сила государства и то, что там давно осознали эти проблемы. В китайском языке понятие «кризис» обозначается двумя иероглифами, один означает «опасность»,  другой – «возможность». Первое осознано, второе реализуется на практике.

   Китай, несмотря на впечатляющие успехи,  переживает серьезный социальный кризис. Социальное расслоение ведет к росту напряженности,  коррупция пронизывает все поры общества. С 2003 года за должностные преступления было расстреляно более 10 тыс. чиновников, в том числе два члена политбюро КПК. Очень жесткие, жестокие  репрессивные меры всегда применялись в Китае и при императорах,  и при народной власти. Но персоналии менялись, а коррупция только возрастала. Стало очевидно, что надо менять условия, порождающие преступления. Ключ к успеху содержит культура, новые, социалистические  ценности, которые необходимо  всемерно культивировать.

   В 2005 году было принято постановление о культуре, которое положило начало реформам в этой области жизни.

   В 2011 году прошел пленум ЦК КПК, на котором было принято постановление по вопросам углубления реформы в сфере культуры, развития и подъема социалистической культуры.

   Поставлены задачи:

- повысить эффективность мягкой силы и обеспечить безопасность всех структур сферы культуры;

- необходимо укрепить базовую систему ценностей, создавать современную основу государственной идеологии и нравственности;

- обеспечить прорыв в развитии культуры и ее процветания;

- обогащение духовной жизни – насущная потребность современного китайского общества.

(Справка. Термин «культурная мягкая сила» означает выполнение задач: - а) создать привлекательный образ КНР; б) заставить другие страны принять ценности и идеологию КНР; в) обеспечение национальных интересов, целостности, стабильности: г) культурный обмен (точнее, экспансия), в мире открыто более 500 институтов Конфуция; д) гуманитарная помощь, здравоохранение, образование; е) инвестиции, научно-техническое сотрудничеств, поддержка соотечественников за рубежом).

   На недавно прошедшем 19 съезде КПК в докладе Си Цзиньпиня весь 7-й раздел доклада посвящен культуре. Содержание  – классовая борьба через культуру. По сути – это готовая программа культурного строительства.

   Раздел можно распечатать без купюр и использовать в качестве практического пособия при составлении собственной программы сохранения и развития социалистической культуры. Альтернативы нет – или культура социалистическая, или никакая…

                 Лукичев В.А. г. Благовещенск-на-Амуре        22.12.17г.                                                                                                       

   

  

  

  

мы в социальных сетях